Словарь терминов 4-я ступень курса «НЛП-Практик» - СПб Центр НЛП

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
4-я ступень курса «НЛП-Практик»
Модель Т.О.Т.Е.
Модель Т.О.Т.Е. (Test1 – Operations – Test 2 – Exit) – модель НЛП для структурного описания стратегии достижения цели.

Точка Test1 (T1) – точка в модели Т.О.Т.Е., которая запускает процесс достижения цели. Включает в себя:
  • формулировку цели;
  • сенсорные критерии достижения цели;
  • мотивацию к достижению цели;
  • точку запуска цели.

Точка Operations (O) – точка в модели Т.О.Т.Е., которая содержит в себе запланированные шаги по достижению цели.

Точка Test2 (T2) – точка в модели Т.О.Т.Е., которая сравнивает критерии из точки Т1 с результатами шагов О.

Точка Exit (Е) – точка в модели Т.О.Т.Е., которая:
  • переключает в корректировку Т1 и подбор дополнительных шагов O', если Т1 и Т2 не равны;
  • завершает процесс достижения цели, если Т1=Т2;
  • завершает процесс достижения цели, если Т1 и Т2 не равны и принято решение отказаться от достижения цели.

Точка Operations' (O') – точка в модели Т.О.Т.Е., которая содержит в себе дополнительные шаги по достижению цели, которые предпринимаются в случае возникновения незапланированных обстоятельств в достижения цели. Дополнительные шаги обеспечивают гибкость в способах достижении цели.
Глазные сигналы доступа (ГСД)
Глазные сигналы доступа (ГСД) – внешние сигналы внутренней обработки опыта, при которых направления взгляда соответствует репрезентативной системе. На практике ГСД используется как для получения доступа к соответствующим каналам, так и для калибровки.

Классическая схема ГСД (стандартная схема ГСД) – схема ГСД, которая считается верной для большинства людей:
  • Vп – Визуальная память – сверху слева;
  • Vк – визуальный конструкт – сверху справа;
  • Aп – аудиальная память – посередине слева;
  • Aк – аудиальный конструкт – посередине справа;
  • Ad – внутренний диалог – снизу слева;
  • K – кинестетика, включая запах и вкус – снизу справа.

Упражнение «ГСД + цель» – упражнения для прояснения сенсорных критериев достижения цели.
VAKOG: субмодальности и предикаты
Каналы восприятия VAKOG – каналы для получения информации:
  • V – Visualвизуальный канал – зрительный канал восприятия.
  • А Audialаудиальный канал – слуховой канал восприятия.
  • K Kinesthetic кинестетический канал – чувственный канал восприятия.
  • О – Olfactory олфакторный канал – обонятельный канал восприятия.
  • G Gustatory – густаторный канал – вкусовой канал восприятия.

Модальности VAKOG (репрезентативные системы) – предпочитаемые системы для обработки, хранения и повторного воспроизведения ранее полученной информации.

Субмодальности – характеристики модальностей, внутренний код.

Предикаты – речевая репрезентация некоторых аспектов внутреннего кода.

Упражнение «Ресурс/нересурс» – упражнение для перекода субмодальностей с целью поиска новых решений и выборов.
Визуальные субмодальности
  • Ассоциация-диссоциация. Вы видите образ со стороны или соединены с ним, смотрите изнутри образа?
  • Цветность. Образ цветной или черно-белый? Виден ли весь спектр цвета? Какие цвета и оттенки?
  • Яркость. Образ яркий или блёклый? Насколько яркий?
  • Контрастность. Насколько резко идут переходы цвета?
  • Прозрачность. Образ прозрачный? Насколько?
  • Блеск/матовость. Отражает ли образ свет? Как отражает?
  • Стиль изображения. Образ выполнен в каком-то стиле? В каком?
  • Детальность. Образ представлен в общих чертах или подробно? Насколько детально вы видите образ?
  • Чёткость-размытость. Образ чёткий или размытый? Насколько чёткий?
  • Объем: плоский-объемный. Образ 2D или 3D?
  • Объем: расстояние до задней стенки. У объемного образа, какое расстояние до дальней части?
  • Границы. Есть ли у образа границы или рамка вокруг? Как они выглядят?
  • Количество изображений. Сколько образов присутствует одновременно?
  • Фон. На каком фоне расположен образ?
  • Движение. Образ статичен как фотография или двигается как фильм?
  • Положение. Имеет ли образ фиксированное место на экране видимости, например, всегда с правой стороны?
  • Размеры. Какого размера образ на вид?
  • Форма. Какой формы образ на вид? Квадратный, трапецевидный, шарообразный, сложной формы?
  • Расстояние до образа. Как далеко расположен образ?
  • Продолжительность (время экспозиции). Как долго вы видите образ, прежде чем он исчезает?
Аудиальные субмодальности
  • Громкость. Звучание громкое или тихое? Насколько?
  • Высота звука. Насколько звук высокий или низкий?
  • Звонкость. Звучание глухое или звонкое?
  • Ритм. Есть ли у звучания ритм, повторяющиеся элементы? Какой узор звучания – рваный, равномерный, пульсирующий?
  • Темп. Ритм звучания быстрый или медленный?
  • Стерео-/моно-. Источник звука один или их несколько?
  • Направление звук. Звук направлен вовнутрь или наружу?
  • Положение. Где находится источник звука: слева, справа, сверху, снизу?
  • Расстояние до источника звука. Насколько далеко расположен источник звука?
  • Продолжительность звучания. Как долго вы слышите звучание, прежде чем оно затухает?
  • Внутренний диалог. Присутствует ли внутренний диалог? Что он говорит, какие слова и фразы произносит?
Кинестетические субмодальности
  • Вибрация. Объект спокоен или пульсирует-вибрирует?
  • Липкость. Есть ли чувство прилипчивости, клейкости? Насколько сильное
  • Влажность. Объект влажный или сухой?
  • Упругость. Способен ли объект восстановить свою форму после воздействия или его форма разрушается и не восстанавливается?
  • Интенсивность. Насколько сильно восприятие?
  • Напряженность. Есть ощущение напряженности или расслабленности?
  • Плотность. Объект плотный или рыхлый?
  • Текстура. Какая у поверхности текстура – шершавая или гладкая?
  • Вес. Объект тяжелый или легкий? Сколько весит?
  • Давление. Есть ли ощущение давления? Высокое или низкое давление?
  • Движение. По ощущениям, присутствует ли динамика, движение?
  • Ощущение на поверхности кожи или внутри тела. Где находится источник ощущений?
  • Форма. Какой формы объект на ощупь?
  • Температура. Насколько объект теплый или холодный?
  • Продолжительность (время воздействия). Как долго вы чувствуете воздействие, прежде чем оно прекращается?
Техника «Паттерн взмаха»
Техника «Паттерн взмаха» – техника НЛП для работы с автоматическим поведением, таким как вредные привычки. Техника не избавляет от прежнего поведения, а дает свободу выбора в точке принятия решения. Подготовительная часть техники включает:
  • выявление визуального триггера – стимула, запускающего поведение;
  • создание привлекательного образа себя, свободного от привычки;
  • составление списка основных и редких ситуаций активации привычки;
  • выявление вторичных выгоды для ситуаций из составленного списка;
  • подбор новых способов реализации найденных вторичных выгод.

Триггер – любой стимул, который вызывает реакцию или доступ к конкретному опыту (англ. Trigger «спусковой крючок, приводящий в действие элемент»).

Позитивное намерение – цель, которая стоит за любым поведением. Отвечает на вопрос «Для чего? Зачем? Что ты получишь благодаря этому?». Формулируется на высоких логических уровнях: ценностей, идентичности, миссии.

Вторичные выгоды – дополнительные выгоды от поведения, которые изначально не являлись целью поведения. Если позитивное намерение запускает поведение, вторичные выгоды делают поведение устойчивым. Примеры: начать есть варенье для утоления голода, продолжать регулярно лакомиться вареньем, чтобы побаловать себя, отдохнуть, переключиться.