Инструменты Коучинга: Шкалирование - Академия Коучинга

Автор: Светлана Головкова
Professional Coach ICU
ИНСТРУМЕНТЫ КОУЧИНГА: ШКАЛИРОВАНИЕ (ЧАСТЬ 2)
  • Виды шкал в коучинге
  • Типы шкал по направлению
  • Движение по шкале
  • Шкала в пространстве
Виды шкал в коучинге
Шкалы всегда имеют название и могут быть самыми различными, но глобально их принято подразделять на два типа:
1
Шкала достижений (результата). Например, шкала готовности проекта, написания выпускной квалификационной работы, сдачи вступительных экзаменов и др. В шкале достижений результатом является объективный факт, например, книга выпущена. В таких шкалах можно двигаться сверху вниз, то есть простраивать шаги, которые были предприняты, как если бы результат уже получен.
2
Шкала состояний. Например, шкала ясности; уверенности в своих силах или реалистичности; мотивации к успеху. В шкалах состояний движение осуществляется снизу вверх.
Типы шкал по направлению
1. Вертикальная (снизу вверх, хорошо подходит для измерения состояния, эмоций, степени удовлетворенности).

2. Горизонтальная (отлично ложится на линию времени, часто используется для достижения цели в сфере профессиональной деятельности).
Движение по шкале
Шкала может иметь разное направление и расположение в пространстве. В любом случае, не важно, как она расположена (вертикально или горизонтально), движение по ней может осуществляться двумя способами:

Движение снизу вверх - это когда человек двигается по ней (мысленно или даже физически) от меньшего числа к большему. Вариант движения по шкале может сопровождаться таким набором вопросов:

1. Что для Вас 10 баллов?
2. Где Вы сейчас находитесь на этой шкале? Опишите, пожалуйста, подробней ваше состояние, окружение, факты.
3. А если сдвинуться на один балл выше – в чем будет разница? Что будет по-другому, иначе?
4. А если еще на один балл?
5. И так, пока не дойдете до 10. В итоге – пошаговый план достижения 10, опираясь на текущую ситуацию.

Движение сверху вниз (от наибольшего значения к меньшим) позволяет построить план достижения цели, когда у клиента нет понимания, как это может быть начато. Особенно полезно такое движение использовать в сочетании с макро моделью SCORE, с техникой Жизнь наоборот, когда у человека нет четкого понимания цели, и присутствуют сложности с определением первых шагов. В таком случае, сначала определяется желаемая цель, а потом определяются шаги от самых последний, к самым первым. Вариант движения по шкале вниз может сопровождаться таким набором вопросов:

1. Что для Вас 10 баллов?
2. Где Вы сейчас находитесь на этой шкале? Опишите, пожалуйста, подробней ваше состояние, окружение, факты.
3. Опишите, пожалуйста, вершину шкалы подробнее (в формате конечного результата).
4. Чем 9 отличается от 10? Что уже будет на 9? Чего будет не хватать при этом?
5. А чем 8 отличается от 9? Что уже будет на отметке 8?
6. И так, пока не дойдете до исходной точки. В итоге – пошаговый план достижения 10, опираясь на желаемый результат.
Шкала в пространстве
Шкалу можно, и даже нужно, визуализировать. Это позволяет задействовать разные каналы восприятия, а также дает возможность собрать картинку будущего/настоящего/предстоящего воедино.
Шкалу можно нарисовать от руки на любом листе и даже клочке бумаги/салфетки. Если есть возможность использовать флип чарт или доску – это станет прекрасным рабочим полем, где корректировки и дополнения могут проводиться «в режиме реального времени».

Но еще более масштабным, и даже выходом за рамки стереотипов, может стать шкала, расположенная в пространстве. По такой шкале и коуч, и коучи могут перемещаться, погружаясь в состояния, соответствующие делениям. Такая работа позволит проработать вопрос на более глубинном уровне, отлично впишется в работу с линией времени, станет дополнением в стратегической сессии.

Обозначить шкалу в пространстве можно стикерами или небольшими предметами, например, кубиками. Работа ведется также, как и в классической последовательности, только, описывая критерии каждой оценки, клиент перемещается физически на то деление, о котором идет речь. Таким образом можно закрепить желаемое состояние. Оно станет более доступным и реалистичным, более ценным, а также повысится мотивация пройти те недостающие баллы, которые отделяют клиента от намеченной цели. В симбиозе с визуализацией такая шкала может стать постоянным критерием сверки: а туда ли мы двигаемся в нашей работе? Что еще можно улучшить?