За ленью скрывается энергосберегающий режим функционирования, при котором возможные более высокие результаты кажутся либо
не реалистичными, либо слишком неподъемными, когда
вложения усилий не оправдывают достигаемое.
Зона комфорта — жизненное пространство, в котором человек чувствует себя уверенно и защищенно. У этой зоны есть «виртуальные границы» — пространственные, временные, социальные. Выстраивая их, человек реализует намерение сделать свое существование предсказуемым и привычным, в итоге — комфортным. Основная причина попадания в эту зону — низкий уровень потребности в достижении или существенное понижение притязаний после достигнутого ранее. Человек как бы оттормаживает свою способность к активной деятельности в направлении самореализации. Все достигнутое ему начинает казаться удачной «синицей в руках», которая значительно лучше «журавля в небе», за которым еще надо гнаться! Люди обычно говорят,
я мог бы достичь большего, но мне лень, я и так уже многого добился. Звучит как самооправдание собственного бездействия. Основным проявлением симптома застревания в зоне комфорта как раз являются отговорки относительно достижения большего.
Что же делать в таком случае? Кстати сказать, если человек ищет ответ на этот вопрос и нашел подобную статью, это означает, что внутренний голос позитивного сомнения существует и в человеке периодически борются два состояния: желание идти вперед и энергосберегающий режим комфорта.
Большинство статей и различных изданий сводятся к примитивным советам: займитесь спортом, кулинарией, сходите в театр или на выставку, организуйте путешествие, найдите клуб по интересам и т.д. Возможно, они и скрасят ваше существование, но, к сожалению, ничего кардинального в жизни не изменят. Скорее всего, через некоторое время предпринятые шаги просто дополнят имеющуюся зону комфорта!
Моя многолетняя практика консультирования показывает ряд случаев, когда люди обращаются за коучингом в подобных ситуациях. Среди них следующие:
- Существенное снижение привычного комфорта (например, в кризис заработная плата упала в два раза).
- Угроза потерять в будущем достигнутое (например, есть серьезная тенденция, что данный бизнес либо перестанет приносить существенный доход, либо вовсе перестанет быть актуальным).
- Позитивный, индивидуально значимый (референтный) пример кого?то из знакомых, кто даже с меньшими стартовыми возможностями достиг значительных результатов относительно адекватными вложениями ресурсов (сил, денег, времени и т.д.)!
По моим наблюдениям негативно мотивированных людей в этом списке значительно больше, чем мотивированных позитивно. Это соответствует выводам А. Маслоу о том, что людей, стремящихся к самосовершенствованию (самоактуализации) примерно 2%. Давайте поразмышляем, почему люди естественным образом выходят из зоны комфорта по указанным выше причинам.
Как известно, к хорошему быстро привыкаешь, и, когда случается кризис, человек не готов мириться с возникшими потерями или нависшей угрозой, которая может лишить всего. В этом случае он довольно легко включает внутренний механизм доступа к давно уже имеющимся психологическим ресурсам для совершения очередного «чуда». Действительно, человек, застрявший в зоне комфорта имеет значительный опыт определенных достижений, вокруг которых данная «благостная» среда, как правило, бессознательно у него выстроилась. Третий рассмотренный случай спонтанных вариантов выхода из зоны комфорта связан с позитивной мотивацией. Хорошая новость: всем свойственно стремление к лучшему. Вопрос лишь в том, будет ли заряд мотивации такой силы, чтобы человек перестал «лениться» и начал активно действовать. Анализ спонтанных способов выхода из собственной «тихой заводи» может послужить основой построения эффективной стратегии преодоления данного симптома. У читателя есть шанс воспользоваться одновременно двумя инструментами: слегка напугать себя возможностью потерять всё и затем создать мощный «магнит», манящий вас за горизонт собственных достижений.
Исследование самого состояния «зона комфорта» у клиентов показало, что в его структуре имеются
следующие компоненты:
- Отсутствие четкого представления о желаемых результатах более высокого уровня (наличие лишь набросков возможного продвижения) и детального плана их реализации.
- Периодическое «взвешивание» значимости потенциальных достижений с расходом имеющихся ресурсов (сил, времени, денег и т.д.), которое происходит не в пользу активных действий.
- Стереотипы, останавливающие продвижение вперед (ограничивающие убеждения), например: «Я не в том возрасте, чтобы снова бегать, как угорелый!».
- Стабилизаторы текущего состояния (вторичные выгоды), делающие его достаточно прочным в отношении изменения.
Работе с ограничивающими стереотипами (убеждениями и бессознательными установками) посвящен целый ряд специальных техник в технологии «Коучинг жизненного пути личности», они представляют собой лингвистически тонко выверенную работу психотерапевта, поэтому она не обсуждается в данной статье подробно.
Таким образом, подводя итог всему сказанному выше,
в стратегии выхода из зоны комфорта должно произойти следующее: актуализация негативных мотивов, преодоление стереотипов, нахождение высших смыслов саморазвития (особая привлекательность), формулирование нового этапа самореализации, который не требует слишком больших затрат, удовлетворение выгод от состояния бездействия. Конечно, лучше всё это осуществлять под руководством профессионального коуча, способного реализовать индивидуальный подход. Но вместе с тем читателю можно предложить универсальный инструмент для самостоятельного достижения определенного прогресса.