Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить лучшее функционирование сайта.
Хорошо, больше не показывать
Close

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

1-я ступень курса «НЛП-Практик»

НЛП, нейро-лингвистическое программирование (от англ. Neuro-linguistic programming) — направление в психотерапии и практической психологии, которое изучает способ организации субъективного опыта и стратегии успешных людей. НЛП включает в себя модели сбора информации, поиска решений, управления внутренними состояниями, поведением и стилем мышления.

Пресуппозиции НЛП (Базовые идеи НЛП) – аксиоматические убеждения, набор предположений о мире, на которых основано НЛП.

Карта реальности – название обозначения индивидуальной картины мира, суммы представлений человека о том, как устроен мир.

Модели НЛП – взаимосвязанные идеи для исследования опыта и внесения изменений.

Техники НЛП – пошаговые инструкции по применению навыков и моделей НЛП.

Упражнения – учебная активность для встройки навыков.

Калибровка – базовый навык НЛП, позволяющий замечать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение.

Вербальное поведение (вербалика) – речь, смысловое содержание речи.

Невербальное поведение (невербалика) – язык тела и голосовые характеристики.

Раппорт – состояние доверия и открытости в общении.

Подстройка (присоединение) – базовый навык НЛП, повторение элементов поведения другого человека для достижения раппорта.

Состройка – взаимная подстройка.

Подстройка и ведение – базовый навык НЛП, управление поведением другого человека через изменение своего поведения.

Модель «Мерседес» - модель НЛП для описания структуры опыта через
  • МЫШЛЕНИЕ, ЭМОЦИИ, ПОВЕДЕНИЕ,
  • а также УБЕЖДЕНИЯ
  • в рамке конкретного КОНТЕКСТА.

Модель «Б.Н.У.Л.» («Базовые Навыки Успешной Личности») – модель НЛП, которая выделяет следующие категории навыков достижения успеха:
  • навыки постановки цели;
  • навыки организации ресурсов;
  • навыки калибровки;
  • навыки поведенческой гибкости.

Каналы восприятия VAKOG – каналы для получения информации:
  • V – Visualвизуальный канал – зрительный канал восприятия.
  • А Audialаудиальный канал – слуховой канал восприятия.
  • KKinesthetic кинестетический канал – чувственный канал восприятия.
  • О – Olfactory олфакторный канал – обонятельный канал восприятия.
  • G Gustatory густаторный канал вкусовой канал восприятия.

Модальности VAKOG (репрезентативные системы) – предпочитаемые системы для обработки, хранения и повторного воспроизведения ранее полученной информации.

Субмодальности — характеристики модальностей, например:
  • Визуально: яркость, контрастность, насыщенность, оттенок, цветность и т.д.
  • Аудиально: громкость, высота, тембр, удаленность, эхо и т.д.
  • Кинестетически: твердость, фактура поверхносит, вес, температура и т.д.

Ведущая репрезентативная система – наиболее освоенная и привычная.
  • Визуал – человек с ведущей визуальной репрезентативной системой.
  • Аудиал – человек с ведущей аудиальной репрезентативной системой.
  • Кинестетик – человек с ведущей кинестетической репрезентативной системой.
  • Дигитал – человек, мыслящий схемами и цифрами (англ. Digital цифровой).

Предикаты VAKOG (сенсорные предикаты) – слова из любой части речи, которые имеют отношение к конкретному каналу восприятия. Примеры: светло, гром, притягивает, ароматно, солёный.

Предикаты внемодальные – слова, не имеющие отношения к конкретному каналу восприятия. Пример: радость, книга, восхитительный, сомнение, процесс.

Физиологические маркеры VAKOG – физиологические показатели, которые указывают на то, какую репрезентативную систему в данный момент использует человек. Включают в себя дыхательные и голосовые характеристики, скорость речи и движений, мышечный тонус, движения глаз, жесты.

Спецификация цели или ХСР («Хорошо сформулированный результат») – правила формулирования цели, при выполнении которых цель становится достижимой.

Сенсорное описание цели – описание цели или через VAKOG, или с цифровым измерением, или с конкретными сроками.

Техника «Стратегия творческого планирования Уолта Диснея» – техника НЛП для целеполагания. В этой технике обозначены и разделены этапы «активно мечтаю», «планирую» и «корректирую план».

Колесо Баланса – инструмент крупноблочного планирования.

Контекст – область жизни или рамка внешних условий для ситуации. Примеры: профессиональный контекст, контекст общения с друзьями, контекст обучения танцам, «в контексте этого вопроса», «в данном контексте это было уместно».

Круг обучения – модель НЛП, которая описывает этапы освоения навыка:
  • Бессознательная некомпетентность;
  • Сознательная некомпетентность;
  • Сознательная компетентность;
  • Бессознательная компетентность.

Mind
Map (Ментальная карта, интеллект-карта, карта мыслей, ассоциативная карта, диаграмма связей) – способ графической организации информации с акцентом на связях между блоками.

Экология – учет возможных последствий для себя, других людей и бо́льших систем, исходя из ценностей гармонии и благополучия.

Читайте также другие статьи
к курсам НЛП:
НЛП-Практик
НЛП-Мастер
НЛП-Тренер