История Милтона Эриксона

факты из истории НЛП
Оглавление
Автор публикации: Александр Тимощенко, НЛП-Мастер, лайф-коуч

Часть 1. 1972 год, тихоокеанское побережье
Время чтения: 1,5 мин

Часть 2. Гештальт-группа
Время чтения: 1,5 мин

Часть 3. Моделирование поведения человека
Время чтения: 2,5 мин

Часть 4. Идея частей личности
Время чтения: 2,5 мин

Часть 5. Речевые структуры
Время чтения: 2 мин

Часть 6. Фундамент современного НЛП
Время чтения: 2 мин

Часть 7. Феномен Милтона Эриксона
Время чтения: 2 мин

Часть 8. Продолжение экспериментов
Время чтения: 1,5 мин

Часть 9. Изменение личной истории
Время чтения: 2 мин

Часть 10. Игры с восприятием реальности
Время чтения: 3 мин

Часть 11. Нейро-лингвистическое программирование
Время чтения: 2 мин

Часть 12. Создание НЛП-сообщества
Время чтения: 1,5 мин

Часть 13. Стремительное развитие НЛП
Время чтения: 2 мин

Часть 14. На сегодняшний день
Время чтения: 1 мин
1972 год, тихоокеанское побережье
Как известно, родным домом для НЛП был скромный городок Санта-Круз. Это место также знаменито своим университетом, в котором в то время собрались люди с передовым взглядом на развитие науки и на ее использование. Также, там находился дом знаменитого философа того времени — Грегори Бэйтсона, который в итоге оставил неизгладимый след в истории развития НЛП.

Главные герои нашего повествования — Ричард Бендлер и Джон Гриндер.

Джон Гриндер до встречи с Бендлером работал в колледже в Сан-Франциско, ему были интересны разработки Ноама Хомского, американского лингвиста, который изучал аспекты лингвистики и синтаксис, уже имел докторскую степень и был соавтором одной из книг, посвященных лингвистике. Он принял решение переехать в Санта-Круз, чтобы получить звание профессора в местном университете. Джон Гриндер служил в американской армии и принимал участие в секретных действиях, работая с переводами текстов. Он мог говорить на итальянском, немецком, языке жителей Самоа. Однажды в африканской деревне, быстро выучил язык Суахили. Сначала он изучил язык поведения и завершил вербальным языком. Он делал то, что впоследствии в НЛП назовут моделированием. Кстати, в Нью-Йоркском университете Рокфеллера Джон много общался с Миллером — одним тех, кто создал модель Т.О.Т.Е. и автором работы о числе 7±2.

В 1972 году Ричард Бендлер был студентом Санта-Крузского университета. У Ричарда было непростое детство в Сан-Хосе. Его музыкальные #способности помогли ему подработать и собрать деньги на обучение. После школы Ричард поступил в #колледж в Лос-Алтос Хиллс. Затем он перевелся в университет Санта-Круза. Основные увлечения – математика и кибернетика. И только после – науки, изучающие поведение.
Гештальт-группа
Ричард Бендлер был недоволен студентами в области практической психологии и психотерапии. Он начал изучать гештальт-метод, который показался ему быстрым и ясным, делал обзоры работ Фрица Перлза по гештальт-терапии. Также интересовался и другими областями семейной терапии и психотерапии. Также его привлек рольфинг — глубокий массаж, влияющий на изменение соединительных тканей органов. «Гештальт-метод глазами свидетеля психотерапии» — это первая книга Бендлера, которую он написал после редактирования конспектов по гештатьт-терапии. Бендлер организовал свой собственный практический курс, так как не был доволен преподаванием психологии в университете.

В начале 1972 года Ричард уже вёл занятия по гештальт-терапии в Кресг-колледже (Kresge), в котором изучали духовные науки. Студенты-психологи часто навещали этот колледж и получали особый опыт группового взаимодействия. Это была совершенно непринужденная обстановка, уроки были популярны, в особенности среди первокурсников.

Ричард считал Джона Гриндера одним из самых лучших преподавателей и попросил его стать супервизором из гештальт-группы. Гриндер согласился и довольно быстро заинтересовался происходящим там.

Как писали Макклендон и Гордон, эти занятия были ближе к понятию «вокруг гештальта», так как участники работали в игровой форме, меняли некоторые шаги, наблюдая за развитием модели. Студенты занимались в большой комнате с ковровым полом и подушками вдоль стен, это позволяло студентам работать в состоянии непринужденности. Джон поначалу был «запасным игроком», а Ричард выступал лидером занятий.
Моделирование поведения человека
Бендлер почти всегда, входил в комнату постоянно последним. Устраивался на одной из подушек и клал около себя свой нож, сигареты и носовые платки.

После вопроса студентам: «Кто сегодня начнет», они состязались, кто же будет первым решать свои проблемы. На первом студенте проводилась демонстрация техники под названием «снующая психодрама и замешательство» Это помогало студентам осознать, что происходило «внутри» и «снаружи» их опыта.

Подопечные «слушали», «видели» и «чувствовали» каждый момент времени с помощью Бендлера. В итоге он назвал это действие – «Открытый стул». Испытуемому предлагалось вообразить кого-либо и начать с ним диалог о какой-либо нерешенной ситуации в его жизни. В итоге человек решал свою задачу, либо приходил в тупик. Именно тупик позволял узнать что-то новое и увидеть нужные шаги, которые не были совершены для решения задачи. Также они разыгрывали «психодраму», приглашая других участников входить в одну из ролей участников конфликта. Для студентов это было веселее всего, «психодрама» приносила свои плоды и, как следствие, личностный рост. Бендлер помогал находить решения конфликтов через диалог с частями собственного «я», зачастую студенты разыгрывали конфликт с членами своей же семьи или с друзьями.

Техника «Открытый стул» произвела фурор среди студентов и преподавателей в то время и действительно помогала найти решения в, казалось бы, безвыходных ситуациях. Гриндер предложил Ричарду Бендлеру начать обучать его всему, к чему он пришел, для того, чтобы появилось целостное описание этой модели.

Для совместного моделирования они выбрали тех, кто уже владел на высоком уровне техниками коммуникации. Они использовали аудио- и видеоматериалы для подробного изучения паттернов коммуникации. Фриц Перлз и Вирджиния Сатир были первыми, кого Джон и Ричард выбрали для изучения паттернов в подробностях.

Присутствующие решили спустя некоторое время встретиться и представить свои проекты моделирования некоторого успешного опыта. В результате это, как гласит история, смогли сделать только Джон и Ричард. Фрэнк Пьюселик рассказывал, что в этот же период в университете Санта-Круза состоялся увлекательный диалог между исследователями из разных областей о моделировании поведения человека. Участники диалога решили встретиться через некоторое время и предоставить результаты своих исследований в моделировании успешного опыта. Смогли только Бендлер и Гриндер…
Идея частей личности
Во время проведения ролевых игр, одной из первых появилась «идея частей личности», ставшая затем одной из основополагающих в НЛП. Это затронуло и полярные роли, «собака сверху» и «собака снизу» в модели Фрица Перлза, который говорил, что в этой модели отражается раздвоение личности человека. «Собака сверху» — это справедливость и совесть. «Собака сверху» читает лекции, побуждает и угрожает «собаке снизу», приводит к хорошему поведению. «Собака снизу» приспосабливается и располагает: «Конечно, я обещаю» или «Я согласен, если только я мог бы…».

Около двух лет Ричард и Джон изучали различные коммуникативные техники Вирджинии Сатир. На определенном этапе Ричард фактически начал преподавать в Штатах кое-что из того, что было самым интересным в работе Вирджинии, продолжая посещать ее семинары (он изучал, как она работала).

Вирджиния Сатир имела большие успехи в области семейного консультирования и терапии. Джудит Делозье рассказывала, как Ричард познакомился с Вирджинией Сатир на вечеринке у Боба Спитцера. Спитцер был юристом и психиатром, с докторской степенью (PhD), также владельцем издательской компании «Science and Behavior book». В его дом приходили знаменитости в области психиатрии, психотерапии и практической психологии.

Дэвид Гордон так рассказывал о незабываемом моделированием подходов Вирджинии Сатир, - «вечеринки частей», которые устраивали Гриндер и Бендлер. Было так. Выбирался руководитель вечера, а также «главный герой» — заинтересованный в терапии. Герой садился перед группой и указывал на 10 «действующих лиц», каждый со своей инструкцией. Это были роли знаменитостей - актеров, бизнесменов, политиков, исторических личностей — кого угодно, и каждая из них могла быть в любом эмоциональном состоянии. Затем они входили в роль. Потом уходили в отдельную комнату, и получали инструкции по взаимодействию. Все 10 героев играли свою роль весь вечер. Когда между ними возникал конфликт, все застывали в тех позах, в которых они пребывали. После этого он направлял внимание участников на данную ситуацию с целью определения разногласий во внутреннем мире главного героя, в то время как сам он начинал приходить к их осознанию.

Подобных встреч состоялось очень много, они затем трансформировались и их называли «семейной реконструкцией», которое показывало человеку его детство и взаимоотношения с близкими с другой стороны.

«Нам нужно 4 объятия в день для выживания. 8 объятий в день для поддержания нашего здоровья и хорошего самочувствия. Нам нужно 12 объятий в день для роста и чувства собственного достоинства». (Вирджиния Сатир)
Речевые структуры
Таким образом, группы работали с гештальтом, с разработками Сатир, и с новыми техниками и моделями Ричарда и Джона. Уделяли много времени экспериментам. Одними из первых участников были Роберт Дилтс , Фрэнк Пьюселик, Дэвид Гордон, Лесли Кэмерон, Джудит Делозье. Их имена стали достаточно известными в мире НЛП. Всего участников первой группы было 15-20 человек.

Следующим фокусом особого внимания групп стали речевые структуры, что и стало началом эры метамодели. Гриндер подготовил ее основу задолго до работы с Бендлером, а конкретные паттерны были осмыслены в момент работы над материалами Ф. Перлза. Новые разработки они опробовали в группе, слегка видоизменяя и уточняя их.

Сначала лингвистические паттерны находились в контексте гештальт-терапии. Затем Джон начал преподавать по одному паттерну метамодели в неделю, для адаптации их и применения в терапии, бизнесе, образовании. В это время Ричард больше работал с техниками, а Джон – с грамматикой языка и трансформацией. Занятия проходили в парах: один излагал свою задачу, а другой – помогал в ее решении, применяя метамодель, либо занимался сбором информации о задаче. Участники на практике постигали связь поверхностной и глубинной структур опыта и тщательнее различали «карту» и «территорию». В итоге студенты освоили техники, позволяющие получать наиболее полную лингвистическую репрезентацию индивидуальной модели мира человека. Именно так был создан инструмент НЛП – техника для сбора информации об актуальных состояниях человека. Позже этому блоку НЛП будет написана книга «Структура магии», её первый том был написан в черновике еще в 1973 году, затем второй том «Структуры магии» и затем «Паттерны гипноза» – две части.

С того момента, когда возникла метамодель, «группы вокруг гештальта» закончились и началось уже НЛП. Метамодель стала первым отдельным разделом, не использовавшимся напрямую в каком-либо ином подходе.
Фундамент современного НЛП
После этого Джон и Ричард экспериментировали с предикатами, развивая новое направление намного быстрее; в этой метамодели они увидели корни рефрейминга.

В процессе экспериментирования развивались идеи репрезентативных систем. Было проведено множество экспериментов по исследованию физиологии функционирования зрительной, слуховой, тактильной, висцеральной, олфакторной и густаторной систем. И вскоре была открыта модель ключей глазного доступа.

Джудит Делозье рассказала, как была найдена схема движения глаз. На одном из занятий проходила очередная сессия, которую проводили Ричард и Джон. Внезапно один из участников отметил, что другой член группы, когда взгляд его обращен вверх, использует в своей речи в основном слова и обороты, которые создают зрительные образы, вниз и вправо, чувственные, а когда смотрит вниз и влево, то задает себе вопросы и отвечает на них...

Мало кто в подробностях точно помнит тот момент, но говорят, что первоначально в эту идею практически никто не поверил, даже Гриндер и Бендлер. Основным их достоинством было то, что они все проверяли на практике. После многих экспериментов появилась схема реакций глаз, которая сегодня входит в каждый курс «НЛП-Практик».

Тогда, в конце этого периода сформировались первые темы современного НЛП: метапозиция, работа с частями, выявление позитивного намерения, физиологические ключи, репрезентативные системы, субмодальности, метамодель.

Следующим ключевым моментом в становлении НЛП считают встречу Джона и Ричарда с Эриксоном. Милтон Эриксон и Вирджиния Сатир к этому времени имели опыт совместной работы, и с Грегори Бэйтсоном занимались концепцией работы с шизофренией. Бэйтсон, захотел их познакомить с Милтоном. Они часто ездили в Феникс (Аризона), где жил Милтон, проводя у него по несколько часов за беседами и конспектированием его сессии.
Феномен Милтона Эриксона
Примерно через шесть месяцев после формирования группы метамодели, была образована новая, которая продолжила работу с уже открытыми элементами НЛП, уделяя также особое внимание гипнозу и техникам гипноза, а именно эриксоновского гипноза.

О Милтоне Эриксоне.
После полиемиелита, пережитого в подростковом возрасте, он выкарабкался из практически безнадежной инвалидности и научился ходить заново, наблюдая за одной из своих младших сестер.

Эриксон был убежден, что трансу подвержены все люди, поэтому, после получения образования в области клинического гипноза, он создал свою школу недирективного гипноза, противопоставляя свои идеи классическим установкам, и ставя под сомнение теорию о гипнабельности. Милтон Эриксон очень легко создавал транс и использовал его в своей практике, помогая зачастую «неизлечимым» больным.

Джон Гриндер и Ричард Бендлер использовали диктофон для точного понимания работы Милтона. Они провели около четырех лет, обучаясь исследуя и моделируя Эриксона, который осложнял исследование тем, что не давал прямых ответов на заданные вопросы относительно того, КАК он что-либо делает.

Моделирование тогда опиралось больше на физиологию и поведение, способности и стратегию и почти не касалось ценностей, убеждений, личностного своеобразия и миссии человека.

Благодаря интересу Ричарда и Джона к гипнозу возникли многие техники НЛП, несколько иначе была осмыслена работа с частями и появился рефрейминг. В «алфавит» НЛП добавили еще «несколько букв»: паттерны прерывания, раппорт, прямое и перекрестное отзеркаливание, использование дыхания и голоса, это все появилось в процессе моделирования Милтона.

Прежде всего, это касается исследований феноменов глубокого транса, позитивными и негативными галлюцинациями, искажением времени, амнезией и идентификацией в глубоком трансе. Группа занималась одновременно несколькими вещами, и на подобных сессиях можно было видеть несколько «представлений», происходящих одновременно. Тогда же период они стали практиковать конструирование терапевтических метафор.
Продолжение экспериментов
Бендлер и Гриндер были убеждены, что моделирование – это хороший способ обучения новым навыкам в какой-либо области, и более того, непосредственная идентификация с людьми, которые моделируются, гораздо эффективнее для обучения стратегиям.

Было проведено несколько экспериментов по идентификации с Вирджинией Сатир, Фрицем Перлз, Милтоном Эриксоном. Чтобы ассоциироваться с ними в первом лице, Гриндер и Бендлер использовали транс. На одной из групповых сессий в 1974 году Лесли Кэмерон-Бендлер погрузили в глубокий транс для идентификации с Вирджинией Сатир. Далее, какое-то время, Лесли ощущала себя Вирджинией, и после этого опыта на некоторое время развила амнезию относительно членов группы. Ее навыки как психотерапевта сильно изменились, и она стала работать намного эффективнее.

Далее проходили эксперименты, затрагивающие то, что стало называться «якорением». Участники практиковали с различными внешними стимулами и состояниями. Они пытались закреплять переживания человека с помощью определенного стимула, извлекать их и поддерживать для последующей работы.

Фундаментальная основа НЛП – существование понятий о внутреннем диалоге и пяти сенсорных репрезентативных системах VAKOG: визуальной, аудиальной, кинестетической, олфакторной, густаторной. Затем эту схему заменили на четырехкомпонентную (<VAK> Ad). Первые эксперименты относились к использованию визуального, аудиального и кинестетического якорей, а также якорении противоположных эмоциональных зарядов. Проводились эксперименты с интеграцией якорей, далее создалась самостоятельная техника «коллапс якорей».
Изменение личной истории
Исследования Милтона Эриксона по осознанию структур речи были оформлены в модель коммуникации, которая была названа милтон-моделью. Встроенные вопросы, команды, противоречивые постулаты и т. д. Эта модель, с использованием предикатов и невербальным планированием, стала мощным инструментом для наведения транса и работы с измененными состояниями сознания. Таким образом, таинственное искусство искусство гипноза перешло в навык, которому можно обучиться.

Например, техника двойной индукции вышла из программ гипноза. Двойная индукция — транс, который наводится двумя людьми: например, один говорит, используя сложные слова и обороты, а другой употребляет простейшую, «детскую» лексику. Идея заключалась в том, что левое и правое полушария мозга одновременно задействуются по-разному. При двойном наведении подвергнутый эксперименту часто испытывал особые, труднопередаваемые ощущения и легче подучал доступ к глубоким трансовым состояниям.

Из книг Карлоса Кастанеды были выбраны приемы и метафоры, которые затем использовались вместе с лингвистическими паттернами Эриксона для индуцирования измененного состояния сознания и ряда феноменов глубокого транса. Так, проводились эксперименты в отношении феномена, названного «остановка мира». Якорение, как и рефрейминг, использовались для полного замедления внутреннего диалога с целью вхождения в состояние необычной реальности.

Другие эксперименты начинались с техник «Коллапс якорей» и 6-шаговый рефрейминг. В результате заметно усиливался творческий потенциал, доступ к информации и иные ресурсы. Особый интерес у участников вызывала работа с позитивными и негативными галлюцинациями. Позитивные – ярко видеть, четко слышать то, чего в реальности не было. Негативные – для устранения из внимания объекта, который присутствует в реальном времени. Для этого применялись трансовые состояния, а потом были созданы техники, воссоздающие этот феномен вне транса. Исследуя состояния в трансе, участники практиковали с трансдеривационным поиском, затем он встроился в модель якорения «Изменение личностной истории».
Игры с восприятием реальности
Работа с глубоким трансом приводила к вопросам: почему этой способности нет в обычном состоянии сознания? Отчего люди так легко поддаются изменениям под гипнозом?

Лингвистические приемы М. Эриксона, В. Сатир и Ф. Перлза, некоторые идеи и метафоры К. Кастанеды, скомбинированные с классическими моделями, были подвергнуты синтезу, как и коллапс якорей, изменение личностной истории и модели рефрейминга. Комбинация этих техник и их исторические корни привели многих к мысли о том, что НЛП — это новая психотерапия. Роберт Дилтс написал статью, которую так и назвал — «НЛП: Новая психотерапия».

Отметим, занятия проходили в приятной атмосфере, были игры, шутки. Зачастую Джон и Ричард сами провоцировали забавы и дурачества. Ходит много легенд о том, как они на одном из занятий предложили участникам с помощью транса ассоциироваться с пациентами психиатрической больницы для осознания нарушений «реальности». Иногда они разыгрывали кого-нибудь на полном серьезе. Пьюселик рассказал, как на одной из встреч было предложено одному участнику закрыть глаза и молча посмотреть на внутренние процессы, в этот момент, они измазали тортом его лицо, падая от смеха.

Однажды, на вечере, Гриндер и Бендлер играли в чтение мыслей, затем возникла одноименная техника. Ричард и Джон, не зная почти ничего, подробно рассказывали об участниках группы — об их истории, возрасте, партнерах. Также они проделали ряд опытов, помогающих показать структуру этого и создать обучающую модель. Человек, взявшийся использовать эту технику, должен был особым образом воспринимать внутренний диалог, звуки, картины и слова другого человека или быть способным видеть визуальные репрезентации того, о чем он думает. Самый простой пример — это круги, квадраты и треугольники: один из участников загадывает фигуру, а другой — должен понять, что задумано. После 20 минут практик люди давали 70% правильных ответов.

После подобных занятий появились предположения. Изменение цвета кожи одной из щек того, кто транслирует, и это формирует репрезентацию объекта, о котором он думает. Или о том, что люди с ярко выраженной чувственной системой могут получить информацию через прикосновение к этому человеку, так как информация также может передаваться через температуру тела. Визуалы могли видеть мысли трехмерными голограммами, а аудиалы читали их, слушая свой внутренний диалог. Упражнения становились успешнее, если тот, кто посылал сообщение, был способен полностью сосредоточиться на одном объекте своей мысли, а его получатель мог «остановить мир». Участники пришли к выводу, что доступ к сознанию другого человека получить трудно, если человек занят своим собственным опытом.
Нейро-лингвистическое программирование
Параллельно велась работа с метафорами. Примером служили метафоры Милтона Эриксона. Было проделано много экспериментов по использованию якорения и метафор в трансе; это привело к очерчиванию понятия субмодальности. Также была создана модель рефрейминга частей, созданная для работы с одновременным и последовательным поведением.

С 1976 года исследовали понятие синестезии. Особому анализу подверглись такие речевые фразы, как «теплый цвет», «яркий звук» и т. д. Возникла метафора понимания синестезии как мостика, который позволяет нам взять любое содержание и испытать его в нескольких системах восприятия одновременно. Было замечено, что некоторые переживания очень тесно взаимосвязаны в нашем опыте, например: когда мы произносим слово «лимон», чувствуем слюноотделение. Большинство рефлексов имеют в своей основе подобную синестезию.

Говорят, что примерно в этот же период, весной 1976 года, Джон и Ричард уединились на некоторое время в бревенчатом домике, в горах Санта-Круза, где записали свои прозрения и открытия. Распив бутылочку красного вина, они спросили себя: как то, что они придумали, будет называться? Ответом было — «Нейро-Лингвистическое Программирование».

Во время совместного творчества создатели НЛП общались с Грегори Бэйтсоном, рассказывая ему о своих работах. Бэйтсону очень понравилась метамодель. В процессе работы происходило также и его неявное моделирование. Позже, благодаря общению с Грегори Бейтсоном были созданы логические уровни и 3-х позиционное описание.

В конце 1976 года участники семинаров, занимавшиеся у Джона и Ричарда 3–4 года, стали проводить свои собственные занятия, работая с техниками, которым они обучились. Коньком Дэвида Гордона была терапевтическая метафора, а Ричард Бендлер был супервизором в работе по созданию терапевтических метафор, и Дэвид Гордон вскоре представил тезисы, развитые затем в книге, которая была опубликована издательством «Мета Пабликейшн». В то же время Пьюселик закончил книгу «Магия без тайн».
Создание НЛП-сообщества
Участники занятий вышли за рамки опытной группы, образованной вокруг Джона и Ричарда, и пошли по своему пути. Начался яркий период ведения семинаров во всех частях планеты. Джудит Кэмерон-Бэндлер и Лесли Кэрол стали проводить свои занятия. Лесли развила несколько иной стиль, чем юморной и быстрый Джона и Ричарда; она использовала очень мягкий и теплый метод Вирджинии Сатир. НЛП наполнялось наработками Джона и Ричарда каждый день.

Следующими в цепочке развития модели НЛП были стратегии. Лесли приобрела внушительное здание на Мишон-стрит и создала там «Открытый университет обучения и исследования»: в этих стенах проводились семинары по НЛП, различные программы по эриксоновскому гипнозу. На основе конспектов Стива Стивенса занятий Гриндера и Бендлера, появилась книга «Из лягушек в принцы», она для тех, кто ничего не знал об НЛП и о психотерапии. Роберт Дилтс по просьбе Джона и Ричарда написал книгу (1-й том «НЛП»), которая была опубликована в 1978 году. Идеи когнитивных стратегий и сенсорных репрезентативных последовательностей были скомбинированы и стали последним дополнением к «мозаике» НЛП того времени.

Первый сертифицированный курс «НЛП-Практик», который проходил под руководством Джона Гриндера, Ричарда Бендлера, Джудит Делозье, Лесли Кэмерон, Дэвида Гордона, Мэри Бэсс Маерс состоялся в 1978 году.

Первыми практиками стали Энни Энтус, Стив и Конира Андреасы. Затем Лесли Кэмерон объединилась с Майклом Лебау, позже они поженились, и Дэвидом Гордоном. Эти специалисты основали организацию «НЛП для продвинутого обучения».

Создание НЛП сообщества стало результатом взаимодействия компаний Ричарда («Без границ») и Джона («Ограниченная неограниченность»).

Примерно в 1980 году Ричард и Джон решили пойти разными путями.
Стремительное развитие НЛП
...c того момента НЛП стало развиваться усилиями различных людей с бешеной скоростью. Сегодня мы можем судить об этом через различные СМИ, статьи, специализированные журналы, интернет источники, такие как сайт Санкт-Петербургского Центра НЛП. Основатель этого центра, Виктор Стрелкин, обучался у Роберта Дилтса, Мерилин Аткинсон, Фрэнка Пьюселика, Джудит Делозье и у многих других основателей и практиков НЛП.

Благодаря усилиям многих людей развитая в начале 70-х годов модель НЛП значительно преобразовалась. Совместно с первыми темами, вошедшими в НЛП, в нее были «уложены» дополнительные элементы, для описания субъективного опыта. Благодаря Лесли Кэмерон-Бендлер и другим разработчикам, появились «метапрограммы». После этого - логические уровни, модели S.O.А.R., S.C.O.R.E., усовершенствованные паттерны речи «раскрутки по фокусам языка».

В дальнейшем начала происходить интеграция НЛП в различные академические и прикладные курсы. Следующие периоды развития НЛП насыщены событиями: появление сертификационных курсов по НЛП (курсы «НЛП-Практик», «НЛП-Мастер», «НЛП-Тренер»), создание многих ассоциаций (первая образована в 1982 году). Гриндер ушел в практическую работу с бизнесом, развивая «Новый код НЛП», Бендлер начал развивать направление Design Human Engineering.

В первые пять лет с момента выхода в свет книг по НЛП было подготовлено много тренеров, они создали собственные институты по всему миру. Среди современных исследователей и практиков НЛП важно выделить Роберта Дилтса, выпустившего десятки книг об убеждениях, о динамическом обучении, системном мышлении, человеческой гениальности, творчестве, лидерстве и бизнесе. Университет НЛП в Санта-Крузе Дилтс создал с Эпштейном, и сегодня это самый большой и значительный Центр обучения НЛП.

Сейчас написано множество книг по игре в теннис, навыкам ораторского искусства, продажам, переговорам, личностному росту, в которых вы даже можете и не встретить самого термина «НЛП», но, читая эти книги, вы будете бесконечно ловить себя на мысли, что представленные в них методы и сам язык описания очень напоминают все то, что вы уже знаете из НЛП.
На сегодняшний день
Т. Джеймс и В. Вудсмол создали параллельное течение — «Терапия на линии времени». Брайен Ван Дер Хорст, скурпулезно исследовал микро-, макро- и метастратегии. Майкл Холл продолжил работать с метасостояниями...

Сегодня в мире появляются новые и новые знаковые личности, которые вносят что-то важное в НЛП, таких как Энни Энтус, которая развивает «Исследование культур и транскультуральных различий». Дэвид Гордон собирает «Библиотеку моделей НЛП» на своем сайте в Интернете. Сегодня вы можете найти информацию о современных исследователях НЛП о новых разработках, об успешных примерах моделирования личностей и о будущем НЛП в таких изданиях как, например, «NLP World» и «Anchor Point», в России «Вестник НЛП», также у нас на страницах в социальных сетях.

Направлению НЛП всего чуть более четверти века! Как волшебную книгу, ее начали и продолжают создавать удивительные и талантливые люди. Внести свой вклад может каждый, кто принимает и разделяет базовые идеи, владеет языком и развивает чуткость и бережливость к человеку, к его неповторимости, природе и гению.

На этом мы заканчиваем путешествие в историю становления НЛП.