Клиент, наблюдатель, консультант - СПб Центр НЛП

КЛИЕНТ, НАБЛЮДАТЕЛЬ, КОНСУЛЬТАНТ
Автор: Наталья Сковорода
ассистент на курсе «Эриксоновский гипноз».
На курсе «Эриксоновский гипноз» участники собираются, чтобы освоить навыки и пройти через опыт трансформационной работы. То, как человек себя определяет, в какой роли он себя держит, оказывает на обучение значительное влияние.

Рамка обучения в упражнениях дает участнику три основные роли: клиента, наблюдателя и консультанта. Особенно ярко это заметно при работе в тройках, когда каждый участник проходит через три итерации, каждая из которых имеет значение как для личной проработки, так и для освоения навыков.
    Роль клиента
    В качестве клиента, каждый участник решает свои личные задачи, которые вместе собираются в некий «клиентский путь».

    Клиент выдает запрос и пожелания, слушает гипнотическое наведение, дает обратную связь. Консультант учитывает слова и реакции клиента так, как считает нужным — и не всегда эти решения будут удачными, на то и рамка обучения. Клиент не рулит процессом, зато может прекратить упражнение, если требуется.
      Фокусы внимания
      Ощущения в теле, инструкции консультанта, внутренние образы, эмоциональный отклик, дыхание.
        Преимущества
        Можно отдохнуть, получить удовольствие, настроиться на ресурсные состояния, пройти через трансформационную работу по своему запросу.
          Возможные сложности
          «Сложный клиент»
          Иногда тот или иной участник начинает играть в «сложного клиента». Это может проявляться по-разному. Например, через такие высказывания: «У меня есть запрос, но я вам его не скажу, потому что у вас всё равно не получится», «На самом деле я хочу взять одну тему, но работать буду с другой». Коротко говоря, просьба о большом внимании, просьба поуговаривать. За этим могут стоять и настоящие ахи-страхи: страх, что не получится; страх перед встречей с собой. Если возникают волнения, лучше так и сказать, дать возможность консультанту красиво обыграть их в гипнотическом наведении.

          «Сам себе консультант»
          Стремление занять контролёрскую позицию и рулить консультантом, давать ему настоятельные советы лишает всю мини-группу общего творческого подхода. В этом случае клиента мягко и настойчиво успокаивают: просят замедлиться, перевести внимание с диалога на ощущения.
            Роль наблюдателя
            В качестве наблюдателя, участник записывает ценные выводы, чтобы дать качественную обратную связь. Другое название наблюдателя — супервизор или супервайзер (от англ. supervisor — наблюдатель, смотритель, руководитель).

            Наблюдатель анализирует происходящее со стороны, он слегка дистанцирован от ситуации. Делает пометки, чтобы при обсуждении итогов сессии поделиться своими выводами: что хорошо, что улучшить, что запомнилось как интересный яркий момент.

            Во время сбора информации и наведения, наблюдатель может попросить разрешения у консультанта — и обсудить с ним ситуацию, или позвать ассистента. С клиентом наблюдатель не говорит, функции консультанта не перехватывает.
              Фокусы внимания
              Технологичность консультанта, реакции клиента, свои отметки для обратной связи клиенту и консультанту, тайминг.
                Преимущества
                У наблюдателя те же фокусы внимания, что у консультанта, только их чуть меньше. Поэтому он имеет возможность внимательно слушать и смотреть, не отвлекаясь на генерацию собственной речи; замечать и учитывать реакции клиента; делать самостоятельные выводы, намечать варианты дальнейшего развития навыков. Кроме того, наблюдатель расширяет свои представления о том, насколько по-разному бывает.
                  Возможные сложности
                  «Наблюдатель-захватчик»
                  Иногда тот или иной участник начинает играть в «сложного клиента». Это может проявляться по-разному. «Наблюдатель-захватчик»Если наблюдатель перехватывает инициативу у консультанта, обращается напрямую к клиенту и ведёт процесс, он берёт на себя слишком много. Если кажется, что нужно «спасти ситуацию» и вытащить клиента и консультанта из тупика, стоит перевести фокус внимания на себя — «Почему меня это так задевает»? В этом случае наблюдателю следует научить себя уважать процесс обучения и доверять происходящему.

                  «Наблюдатель в прострации»
                  Если наблюдатель решил, что его участие не требуется, «всё и так хорошо» и консультант с клиентом прекрасно справляются сами, он теряет свою позицию супервизора и уходит — в свои мысли и ощущения, в роль клиента, а иногда и просто уходит попить чаю в сторонке. Роль наблюдателя — это не пустышка, не перерыв между реальными проработками. Наблюдатель не просто сидит рядом, ожидая своей очереди, он по-своему активно участвует.
                    Роль консультанта
                    В качестве консультанта, участник примеряет на себя роль гипнолога, гипнотерапевта. Ещё не специалист со стажем — уже начинающий специалист. Позвольте себе быть начинающим.

                    Консультант проводит гипнотическую сессию клиенту, то есть — собирает информацию, делает наведение, обсуждает итоги, отмечает свои зоны роста. У консультанта больше всего фокусов внимания.
                      Фокусы внимания
                      Собственное состояние транса, генерация речевого потока, сонастроенность своей речи с дыханием клиента, следование шагам упражнения, реакции клиента, тайминг.
                        Преимущества
                        Консультант осваивает навыки напрямую, это его главное преимущество.
                          Возможные сложности
                          «Консультант-самодур»
                          Если консультант выходит за рамки заданий, пытается проводить эксперименты над клиентом, нарушает экологию, не воспринимает корректирующую обратную связь, это неприемлемо. Такое поведение мы останавливаем достаточно жестко, вплоть до исключения участника.

                          «У меня лапки»
                          Бывает, что консультант подчеркивает свою неуверенность, постоянно просит совета у всех — наблюдателя, клиента, ассистента — отдавая большой кусок своих задач. Если «Покажите, как нужно» не переходит к действию, это слив с упражнения. Волноваться, получится или нет — нормально. Сбиваться, замолкать, спрашивать, путаться — приемлемо. Главное, продолжать делать.

                          Во время упражнений следуйте заданным фокусам внимания — клиента, наблюдателя, консультанта — и обучение станет более лёгким, быстрым, объёмным. Как во время курса «Эриксоновский гипноз», так и дальше, во время практики полученных навыков.