4 июня 2024 года 19:00 — вечер открытых дверей с Виктором Стрелкиным

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ курса «НЛП-Практик»

  • Наталья Сковорода
    автор публикации
    НЛП-Тренер, гипнолог, лайф-коуч
НЛП, карта реальности, экология
НЛП, нейро-лингвистическое программирование (от англ. Neuro-linguistic programming) — направление в психотерапии и практической психологии, которое изучает способ организации субъективного опыта и стратегии успешных людей. НЛП включает в себя модели сбора информации, поиска решений, управления внутренними состояниями, поведением и стилем мышления.

Пресуппозиции НЛП (Базовые идеи НЛП) – аксиоматические убеждения, набор предположений о мире, на которых основано НЛП.

Карта реальности – название обозначения индивидуальной картины мира, суммы представлений человека о том, как устроен мир.

Модели НЛП – взаимосвязанные идеи для исследования опыта и внесения изменений.

Техники НЛП – пошаговые инструкции по применению навыков и моделей НЛП.

Упражнения – учебная активность для встройки навыков.

Mind Map (Ментальная карта, интеллект-карта, карта мыслей, ассоциативная карта, диаграмма связей) – способ графической организации информации с акцентом на связях между блоками.

Экология – учет возможных последствий для себя, других людей и бо́льших систем, исходя из ценностей гармонии и благополучия.
    КАЛИБРОВКА, СОСТРОЙКА
    Вербальное поведение (вербалика) – речь, смысловое содержание речи.

    Невербальное поведение (невербалика) – язык тела и голосовые характеристики.

    Калибровка – базовый навык НЛП, позволяющий замечать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение.

    Подстройка (присоединение) – базовый навык НЛП, повторение элементов поведения другого человека для достижения раппорта.

    Состройка – взаимная подстройка.

    Подстройка и ведение – базовый навык НЛП, управление поведением другого человека через изменение своего поведения.

    Раппорт – состояние доверия и открытости в общении.
      VAKOG: каналы восприятия, предикаты, физ. маркеры
      Каналы восприятия VAKOG – каналы для получения информации:
      • V – Visualвизуальный канал – зрительный канал восприятия.
      • А Audialаудиальный канал – слуховой канал восприятия.
      • KKinesthetic кинестетический канал – чувственный канал восприятия.
      • О – Olfactory олфакторный канал – обонятельный канал восприятия.
      • GGustatory густаторный канал вкусовой канал восприятия.

      Модальности VAKOG (репрезентативные системы) – предпочитаемые системы для обработки, хранения и повторного воспроизведения ранее полученной информации.

      Субмодальности — характеристики модальностей, например:
      • Визуально: яркость, контрастность, насыщенность, оттенок, цветность и т.д.
      • Аудиально: громкость, высота, тембр, удаленность, эхо и т.д.
      • Кинестетически: твердость, фактура поверхносит, вес, температура и т.д.

      Ведущая репрезентативная система – наиболее освоенная и привычная.
      • Визуал – человек с ведущей визуальной репрезентативной системой.
      • Аудиал – человек с ведущей аудиальной репрезентативной системой.
      • Кинестетик – человек с ведущей кинестетической репрезентативной системой.
      • Дигитал – человек, мыслящий схемами и цифрами (англ. Digital цифровой).

      Предикаты VAKOG (сенсорные предикаты) – слова из любой части речи, которые имеют отношение к конкретному каналу восприятия. Примеры: светло, гром, притягивает, ароматно, солёный.

      Предикаты внемодальные – слова, не имеющие отношения к конкретному каналу восприятия. Пример: радость, книга, восхитительный, сомнение, процесс.

      Физиологические маркеры VAKOG – физиологические показатели, которые указывают на то, какую репрезентативную систему в данный момент использует человек. Включают в себя дыхательные и голосовые характеристики, скорость речи и движений, мышечный тонус, движения глаз, жесты.
        Модели НЛП: "Мерседес", Б.Н.У.Л., Круг обучения
        Модель «Мерседес» - модель НЛП для описания структуры опыта через
        • МЫШЛЕНИЕ, ЭМОЦИИ, ПОВЕДЕНИЕ,
        • а также УБЕЖДЕНИЯ
        • в рамке конкретного КОНТЕКСТА.

        Модель Б.Н.У.Л. (Базовые Навыки Успешной Личности) – модель НЛП, которая выделяет следующие категории навыков достижения успеха:
        • навыки постановки цели;
        • навыки организации ресурсов;
        • навыки калибровки;
        • навыки поведенческой гибкости

        Круг обучения
        – модель НЛП, которая описывает четыре этапа сознательно-бессознательной компетентности освоения навыка:
        • бессознательная некомпетентность;
        • сознательная некомпетентность;
        • сознательная компетентность;
        • бессознательная компетентность
          Техника «Зона могущества»
          Семантика языка – раздел лингвистики, изучающий смысловое значение языковых единиц (греч. Semanticos «обозначающий»).

          Семантика слова – значение слова, толкование слова во всем многообразии значений.

          Нейросемантика – направление нейропсихологии, изучающее смысловое значение языка жестов и других сигналов тела.

          Синтаксис – раздел лингвистики, изучающий способы соединения слов в словосочетания и предложения (греч. Syntaxis «построение, порядок»).

          Соматический синтаксис – способ выражать информацию и обрабатывать опыт с помощью движения (греч. Soma «тело», буквально «телесный»).

          Мета-состояния – состояние по отношению к состоянию. Примеры: радуешься, что смог успокоиться; злишься на себя за то, что грустишь.

          Техника «Зона могущества» – техника НЛП для настройки ресурсного мета-состояния с помощью соматического синтаксиса.

          Конгруэнтность – согласованность элементов, образующих целое; согласованность вербальных и невербальных сигналов (лат. Congruens «соразмерный, соответствующий»)
            Ассоциация/ диссоциация, ИНТЕНСИВНОСТЬ ЭМОЦИЙ
            Ассоциироваться (ассоциироваться с опытом) – перейти в проживание опыта от первого лица, как будто это происходит здесь и сейчас (лат. Associatio «соединение, взаимосвязь»).

            Ассоциации (ассоциативный опыт)
            – связь между отдельными впечатлениями, благодаря которой появление одного вызывает в памяти другое (лат. Associatio «соединение, взаимосвязь»).

            Диссоциироваться (диссоциироваться от опыта) – перейти в проживание опыта как сторонний наблюдатель, «выйти из ситуации».

            Шкала эмоций (внутренняя шкала интенсивности переживания) – субъективный способ измерения интенсивности переживания.
              Якоря, ВИды и применение якорей
              Якорь – любой стимул, связанный с конкретным опытом.

              Триггер – любой стимул, который вызывает реакцию или доступ к конкретному опыту (англ. Trigger «спусковой крючок, приводящий в действие элемент»).

              Принципы якорения – правила якорения, благодаря которым якорение происходит быстро и качественно. Включают в себя:
              • уникальность триггера,
              • интенсивность состояния,
              • чистоту состояния,
              • время установки якоря (во время нарастания состояния, перед пиком)

              Положительный якорь
              – якорь, который вызывает ресурсное состояние. Примеры: радость, удовольствие, уверенность, счастье, спокойствие, сосредоточенность.

              Отрицательный якорь – якорь, который вызывает нересурсное состояние. Примеры: печаль, раздражение, неудовольствие, неуверенность, горе, беспокойство, потерянность.

              Визуальный якорь – якорь с визуальным триггером. Примеры: фотографии приятных событий, лица знакомых, внешний вид любимых вещей.

              Аудиальный якорь – якорь с аудиальным триггером. Примеры: звук пришедшего сообщения, звонок в дверь, мелодия будильника.

              Аудиально-дигитальный якорь – якорь триггером через произнесение фразы. Примеры: дружеские шутки-присказки, прозвища, имена.

              Кинестетический якорь – якорь с кинестетическим триггером. Примеры: объятия, ощущение рук на руле машины, ощущение тепла от кружки с чаем.

              Пространственный якорь – якорь с триггером через отметки в пространстве. Пример: разные состояния в ванной комнате и в кабинете, привычное место за столом, улицы для прогулок с воспоминаниями.

              Авто-якорь – якорь, который клиент ставит себе самостоятельно для того, чтобы его самостоятельно использовать в дальнейшем.

              Скользящий якорь (ползунковый якорь) – якорь, у которого изменение параметров связаны с изменением интенсивности переживания. Примеры: громкость голоса, высота поднятия руки, сила нажатия, яркость цвета.

              Шкалированный якорь – скользящий якорь с четкими «шкальными» отметками интенсивности.

              Якорение (установка якоря) – установка связи стимула с реакцией.

              Переякорение – замена состояния, связанного с данным стимулом.

              Трансдеривационный поиск – поиск в памяти опыта, схожего со стимулом по ассоциациям.

              Наложение якорей
              – значение 1: установка якоря с помощью якорения нескольких похожих состояний из разных ситуаций. Используется для создания сильного «чистого» состояния. Пример: наложение якорей из несколько радостных ситуаций запускает одну большую сильную радость.
              – значение 2: установка якоря так, чтобы один стимул запускал несколько состояний. При наложении появляется доступ к каждому из состояний, которые не смешиваются между собой. Используется для создания мощных ресурсных состояний. Пример: при активации якоря появляется свобода перехода в состояния радости или спокойствия, по своему выбору.

              Интеграция якорей – переякорение через одновременный запуск нескольких якорей одной полярности. Состояния смешиваются между собой, усиливают друг друга, создавая новое состояние. Используется для создания мощных ресурсных состояний. Пример: интеграция якорей радости и удивления создает якорь на состояние восхищения.

              Коллапс якорей – переякорение через одновременный запуск нескольких якорей разных полярностей. Состояния нейтрализуют друг друга. Используется для снятия нересурсных якорей. Пример: коллапс якорей радости и печали создает нейтральное состояние.

              Цепочка якорей – установка якорей таким способом, что активация одного якоря автоматически влечет за собой следующий. Примеры: проснуться – потянуться – встать – почистить зубы; прийти домой вечером – выпить стакан воды – переодеться.
                Логические уровни
                Логические уровни Дилтса (пирамида логических уровней, пирамида Дилтса, нейрологические уровни) – модель НЛП, состоящая из следующих уровней:
                • логический уровень «Миссия» – место в большей системе, влияние на мир вокруг себя, смысл жизни, предназначение.
                • логический уровень «Идентичность» – присвоенная роль, личностное своеобразие, самоидентификация.
                • логический уровень «Ценности, убеждения» – ценности как абстракции, убеждения как обобщения о причинно-следственных связях.
                • логический уровень «Способности» – действия с характеристиками.
                • логический уровень «Поведение» – действия, конкретное поведение.
                • логический уровень «Окружение» – материальные объекты.

                Вербальная калибровка
                – калибровка «текстового» содержания речи, позволяющая замечать и интерпретировать дополнительные скрытые смыслы.

                Лингвистические маркеры (ключи семантической реальности) – формы слов и предложений, которые указывают на структуру внутреннего кода реальности. Пример: глагол без характеристик указывает на логический уровень «Поведение».

                Техника «Интеграция логических уровней» – техника НЛП для усиления естественной мотивации и восполнения «пробелов» в логической структуре внутреннего кода реальности. Использует модель логических уровней Дилтса.

                Метафора миссии – ёмкий визуальный образ, отражающий свойства миссии.
                Обратная связь
                Обратная связь (ОС) – отзыв, отклик, ответная реакция на какое-либо действие или событие; реакция и изменения, происходящие в ответ на действия.

                Петля обратной связи – воздействие результатов функционирования системы на характер этого функционирования. Возникает в системе из нескольких элементов: обратная на действие становится действием, на которое возникает ответная реакция как обратная связь, на которую возникает обратная связь, и так далее.

                Обратная связь высокого качества (ОСВК) – формат обратной связи, наиболее эффективный для обучения.
                Новый код НЛП
                Новый код НЛП — совокупность моделей и техник, расширяющих и дополняющих первое поколение техник НЛП, называемое «классическим кодом» или «старым кодом». Новый код был создан Джоном Гриндером и Джудит Делозье в середине 1980-х годов.

                Параллельный процессинг – одновременное выполнение действий, вовлекающих разные полушария и разные репрезентативные системы.

                Периферическое зрение – это часть видения пространства неподвижным взглядом, которое происходит за пределами самого центра взгляда.

                Упражнение «Алфавит» (игра «Алфавит») – упражнение из нового кода НЛП для настройки творческого мышления.
                Техника «Изменение личной истории»
                Техника «Изменение личной истории» (ИЛИ) – техника НЛП, основанная на трансдеривационном поиске и коллапсе якорей. Решает запросы: повторяющееся нересурсное состояние, возникающее само по себе. Примеры запросов: волнение при общении с руководителем; внезапно вспыхивающее раздражение в близких отношениях; печаль в ситуациях одиночества.

                Трансдеривационный поиск – поиск в памяти опыта, схожего со стимулом по ассоциациям.

                Коллапс якорей – переякорение через одновременный запуск нескольких якорей разных полярностей. Состояния нейтрализуют друг друга. Используется для снятия нересурсных якорей. Пример: коллапс якорей радости и печали создает нейтральное состояние.

                Поведенческая проверка – проверка проделанной работы действием. Примеры: попросить клиента вспомнить события в прошлом, откалибровать, действительно ли изменилась реакция клиента; создать подобную ситуацию в настоящем и проверить, как изменилось состояние и поведение.

                Экологическая проверка – проверка проделанной работы, исходя из ценности экологии. Пример: предположить возможные эффекты в будущем для себя и окружающих.

                Подстройка к будущему – соединение результатов проделанной работы с будущим, перенос результата из контекста обсуждения техники в контекст применения. Примеры: представить, как будут проходить похожие ситуации в будущем с учётом проделанной работы и найденных ресурсов; при необходимости, попросить сформулировать первые шаги на ближайшее время.
                Метасообщение
                Метасообщение
                − это суммарное восприятие всей невербальной информации, которую транслирует человек.
                − это «сообщение о сообщении», которое может как подтвердить, усилить слова человека, так и придать им совсем другой смысл, вплоть до противоположного. Одно и то же сообщение может иметь различный смысл в зависимости от сопровождающих его метасообщений.
                − это сообщение более высокого уровня, выражающее:
                • Отношение к передаваемой информации. Примеры: «это интересно», «Это скучно», «это серьезно», «это глупо», «это важно».
                • Отношение к себе. Примеры: «я красивая», «я уверен в своих силах», «я не люблю себя», «я храбрый», «я сильная личность».
                • Взаимоотношения с собеседником или аудиторией. Примеры: «вы мне нравитесь», «вы классные», «у вас всё получится», «вы творческие и весёлые», «вы быстро учитесь».
                • Отношение к миру, жизни в целом. Примеры: «мир приветлив», «Вселенная дружественна и полна ресурсов», «мир предоставляет множество возможностей».
                Мета-модель
                Глубинная структура опыта – в НЛП, сенсорная информация ощущений, «первичный опыт» соприкосновения с реальностью.

                Поверхностная структура опыта – глубинная структура, которая прошла через фильтры восприятия, внутренней обработки, вербального и невербального выражения вовне.

                Способы познания мира – способы организации глубинной структуры опыта в поверхностную:
                • Обобщение – способ обобщать опыт, то есть выделять характерные признаки, делать общие выводы.
                • Опущение – способ опускать опыт, выпускать из внимания лишнюю информацию.
                • Искажение – способ искажать опыт, сравнивать и творчески преобразовывать.

                Мета-модель – модель НЛП, которая описывает лингвистические неточности, возникающие от перевода глубинной структуры опыта в поверхностную. С помощью мета-модели выявляют и уточняют обобщенную, опущенную, искаженную информацию.

                Паттерн — схема-образ, благодаря которой выявляются закономерности; повторяющийся шаблон или образец. Так, из графических паттернов складываются узоры (англ. pattern «образец, шаблон; форма, модель; схема, диаграмма»).

                Паттерны мета-модельных нарушений (мета-модельные нарушения) – шаблоны, которыми описываются нарушения полноты информации в речи, из которых исходят вопросы для прояснения этой информации.

                Мета-модельные вопросы – вопросы, направленные на прояснение мета-модельных нарушений, восстановление необходимых элементов информации.

                Основные паттерны мета-модельных нарушений
                • НС – Неконкретные существительные (неспецифические существительные) – те существительные, которые называют то, что можно «положить в корзину». Примеры: я, ты, она, они, люди, животные, цветы.
                • НГ – Неконкретные глаголы (неспецифические глаголы) – все глаголы. Примеры: ездить, ходить, достигать, встречаться, ворочаться, удивляться.
                • НК – Неопределенные критерии – неконкретные прилагательные и наречия. Примеры: красивый, качественный, достойный, оранжевый, весело, умно, восхитительно.
                • Ном – Номинализации – овеществленные процессы, описание действия через существительное. Примеры: «любовь», «приветствие», «ворчание», «ходьба».
                • УК – Универсальные количественные (кванторы общности, универсальные квантификаторы, универсальные обобщители) – показатели обобщения количественных характеристик. Примеры: всё, ничто, все, никто, всегда, никогда, несколько, сколько-то.
                • МО – Модальные операторы (МО) – указатели границы опыта, возможностей и необходимостей (долженствования). Примеры: «возможно», «невозможно», «могу», «не могу», «должен», «обязан», «необходимо», «желательно».

                Дополнительные паттерны мета-модельных сообщений
                • «Чтение мыслей» – паттерн мета-модели, при котором человек претендует на знание чьих-то чувств или мыслей, не обосновывая это «знание». Примеры: «Его это не волнует», «Она хочет порадовать меня», «Она это делает специально».
                • Перенос ответственности. Пример: «Она меня обидела», «Так произошло».
                • Утраченный перформатив (суждение без авторства). Пример: «Так считается», «Её воспринимают как отзывчивую девушку».
                • Отсутствие референтного индекса (неопределенный референтный индекс, реверсивный референт, утрата референтного индекса, утрата именного указателя) – нет упоминания, о ком или о чём идёт речь. Примеры: «он мне нравится», «она меня не слушает», «это интересно».
                • Сравнение с умолчанием (сравнительное опущение) – сравнения без упоминания того, с кем или с чем сравнивается. Примеры: «Более», «Менее», «Чем».

                Пресуппозиции – убеждения, стоящие в основе высказывания, не называемые прямо (лат. Prae «впереди, перед», Suppositio «подкладывание»).

                Анализ пресуппозиций – выявление убеждений, которые стоят в основе высказывания.
                Модель «Трёхпозиционное описание»
                Модель «Трёхпозиционное описание» (три позиции восприятия, позиционные переходы) – модель НЛП, которая берёт информацию из ассоциации и диссоциации с участниками общения и нейтральным наблюдателем.

                Модель «Четырёхпозиционное описание» – модель НЛП «Трёхпозиционное описание», в которую добавлена системная позиция «мы».

                «Позиция восприятия» – особая перспектива или точка зрения, с которой человек воспринимает ситуацию или взаимоотношение. НЛП определяет четыре основные позиции, которые может принять человек в восприятии конкретного опыта.
                • 1 позиция восприятия («Я сам») – соединенность с самим собой здесь и сейчас: со своим телом, эмоциями, ценностями, целями.
                • 2 позиция восприятия («Другой») – ассоциация себя с другим. Обеспечивает понимание другого: его телесных ощущений, эмоций, ценностей, целей. Пример: во второй позиции собеседника, вживаешься и говоришь от лица собеседника, играешь его роль как актёр.
                • 3 позиция восприятия («Наблюдатель») – ассоциация себя с заинтересованным и квалифицированным в данном контексте, но нейтральным наблюдателем. Примеры: как будто смотришь фильм не про себя, а про других людей; как будто тебя просят высказать мнение о незнакомых людях, о прохожих на улице, о посетителях за соседним столиком в кафе.
                • 4 позиция восприятия («Мы») – ассоциация себя с командой, группой или системой. Пример: «мы как семья, решили», «мы работаем над этим», «мы собираемся поехать в путешествие».

                Техника «Решение коммуникативной ситуации с помощью трёхпозиционного описания» («3-х позиционка»)
                – техника НЛП, которая использует модель трёхпозиционного описания.

                Эмоциональная разбивка – снятие вовлёченности в ситуацию или позицию восприятия для сохранения спокойно-ресурсного рабочего состояния:
                – вариант 1. диссоциация от разбираемой ситуации или позиции восприятия;
                – вариант 2. диссоциация с переходом в позицию восприятия наблюдателя;
                – вариант 3. физическое встряхивание, переключение через активные жесты, прыжки;
                – вариант 4. задействование якорей: пространственных и других.

                Метафора коммуникации – ёмкий образ взаимодействия. Примеры: потерявшие друг друга путники в пустыне; лиса, соблазняющая ворону выпустить сыр из клюва; диалог слепого и глухого; музыкант, играющий на скрипке.

                «Любое поведение изначально исходит из позитивного намерения» – одна базовых идей НЛП.

                Позитивное намерение – цель, которая стоит за любым поведением. Отвечает на вопрос «Для чего? Зачем? Что ты получишь благодаря этому?». Формулируется на высоких логических уровнях: ценностей, идентичности, миссии.
                Пример:
                – Хочу пойти прогуляться (ЛУ поведение).
                – Для чего?
                – Чтобы хорошенько размяться (ЛУ способности).
                – Что тебе это даст?
                – Отдохну (ЛУ поведение).
                – Для чего тебе нужно отдохнуть?
                – Для хорошего самочувствия (ЛУ ценности, позитивное намерение).


                Мета-результат – результат более высокого порядка, чем индивидуальный. Основан на общих ценностях. Организует несколько элементов в систему. Примеры: мы оба хотим повеселиться; мы хотим создать качественный проект в приемлемые сроки.
                Модель Т.О.Т.Е.
                Модель Т.О.Т.Е. (Test1 – Operations – Test 2 – Exit) – модель НЛП для структурного описания стратегии достижения цели.

                Точка Test1 (T1) – точка в модели Т.О.Т.Е., которая запускает процесс достижения цели. Включает в себя:
                • формулировку цели;
                • сенсорные критерии достижения цели;
                • мотивацию к достижению цели;
                • точку запуска цели.

                Точка Operations (O) – точка в модели Т.О.Т.Е., которая содержит в себе запланированные шаги по достижению цели.

                Точка Test2 (T2) – точка в модели Т.О.Т.Е., которая сравнивает критерии из точки Т1 с результатами шагов О.

                Точка Exit (Е) – точка в модели Т.О.Т.Е., которая:
                • переключает в корректировку Т1 и подбор дополнительных шагов O', если Т1 и Т2 не равны;
                • завершает процесс достижения цели, если Т1=Т2;
                • завершает процесс достижения цели, если Т1 и Т2 не равны и принято решение отказаться от достижения цели.

                Точка Operations' (O') – точка в модели Т.О.Т.Е., которая содержит в себе дополнительные шаги по достижению цели, которые предпринимаются в случае возникновения незапланированных обстоятельств в достижения цели. Дополнительные шаги обеспечивают гибкость в способах достижении цели.
                Глазные сигналы доступа (ГСД)
                Глазные сигналы доступа (ГСД) – внешние сигналы внутренней обработки опыта, при которых направления взгляда соответствует репрезентативной системе. На практике ГСД используется как для получения доступа к соответствующим каналам, так и для калибровки.

                Классическая схема ГСД (стандартная схема ГСД) – схема ГСД, которая считается верной для большинства людей:
                • Vп– Визуальная память – сверху слева;
                • Vк – визуальный конструкт – сверху справа;
                • Aп – аудиальная память – посередине слева;
                • Aк – аудиальный конструкт – посередине справа;
                • Ad – внутренний диалог – снизу слева;
                • K – кинестетика, включая запах и вкус – снизу справа.

                Упражнение «ГСД + цель» – упражнения для прояснения сенсорных критериев достижения цели.
                VAKOG: субмодальности и предикаты
                Каналы восприятия VAKOG – каналы для получения информации:
                • V – Visualвизуальный канал – зрительный канал восприятия.
                • А Audialаудиальный канал – слуховой канал восприятия.
                • K Kinesthetic кинестетический канал – чувственный канал восприятия.
                • О – Olfactory олфакторный канал – обонятельный канал восприятия.
                • G Gustatory – густаторный канал – вкусовой канал восприятия.

                Модальности VAKOG (репрезентативные системы) – предпочитаемые системы для обработки, хранения и повторного воспроизведения ранее полученной информации.

                Субмодальности – характеристики модальностей, внутренний код.

                Предикаты – речевая репрезентация некоторых аспектов внутреннего кода.

                Упражнение «Ресурс/нересурс» – упражнение для перекода субмодальностей с целью поиска новых решений и выборов.

                Vsub – визуальные субмодальности
                • Ассоциация-диссоциация. Вы видите образ со стороны или соединены с ним, смотрите изнутри образа?
                • Цветность. Образ цветной или черно-белый? Виден ли весь спектр цвета? Какие цвета и оттенки?
                • Яркость. Образ яркий или блёклый? Насколько яркий?
                • Контрастность. Насколько резко идут переходы цвета?
                • Прозрачность. Образ прозрачный? Насколько?
                • Блеск/матовость. Отражает ли образ свет? Как отражает?
                • Стиль изображения. Образ выполнен в каком-то стиле? В каком?
                • Детальность. Образ представлен в общих чертах или подробно? Насколько детально вы видите образ?
                • Чёткость/размытость. Образ чёткий или размытый? Насколько чёткий?
                • Объём: плоский/объёмный. Образ 2D или 3D?
                • Объём: расстояние до задней стенки. У объемного образа, какое расстояние до дальней части?
                • Границы. Есть ли у образа границы или рамка вокруг? Как они выглядят?
                • Количество изображений. Сколько образов присутствует одновременно?
                • Фон. На каком фоне расположен образ?
                • Движение. Образ статичен как фотография или двигается как фильм?
                • Положение. Имеет ли образ фиксированное место на экране видимости, например, всегда с правой стороны?
                • Размеры. Какого размера образ на вид?
                • Форма. Какой формы образ на вид? Квадратный, трапецевидный, шарообразный, сложной формы?
                • Расстояние до образа. Как далеко расположен образ?
                • Продолжительность (время экспозиции). Как долго вы видите образ, прежде чем он исчезает?

                Asub – аудиальные субмодальности
                • Громкость. Звук тихий или громкий?
                • Тональность: высокий/низкий
                • Тембр
                • Глубина
                • Местонахождение источника звука. Откуда исходит звук?
                • Расстояние до источника звука. Далеко или близко?
                • Направление: вовнутрь/наружу
                • Продолжительность. Как долго продолжается звучание?
                • Ритм. Если есть ритм, какой он?
                • Темп. Быстрый или медленный?
                • Частота (звуковысотность на границе с вибрацией)
                • Стерео/моно
                • Эхо. Есть ли эхо?

                Ksub – кинестетические субмодальности
                • Вибрация. Объект спокоен или пульсирует-вибрирует?
                • Липкость. Есть ли чувство прилипчивости, клейкости? Насколько сильное
                • Влажность. Объект влажный или сухой?
                • Упругость. Способен ли объект восстановить свою форму после воздействия или его форма разрушается и не восстанавливается?
                • Интенсивность. Насколько сильно восприятие?
                • Напряженность. Есть ощущение напряженности или расслабленности?
                • Плотность. Объект плотный или рыхлый?
                • Текстура. Какая у поверхности текстура – шершавая или гладкая?
                • Вес. Объект тяжелый или легкий? Сколько весит?
                • Давление. Есть ли ощущение давления? Высокое или низкое давление?
                • Движение. По ощущениям, присутствует ли динамика, движение?
                • Ощущение на поверхности кожи или внутри тела. Где находится источник ощущений?
                • Форма. Какой формы объект на ощупь?
                • Температура. Насколько объект теплый или холодный?
                • Продолжительность (время воздействия). Как долго вы чувствуете воздействие, прежде чем оно прекращается?
                Техника «Паттерн взмаха»
                Техника «Паттерн взмаха» – техника НЛП для работы с автоматическим поведением, таким как вредные привычки. Техника не избавляет от прежнего поведения, а дает свободу выбора в точке принятия решения. Подготовительная часть техники включает:
                • выявление визуального триггера – стимула, запускающего поведение;
                • создание привлекательного образа себя, свободного от привычки;
                • составление списка основных и редких ситуаций активации привычки;
                • выявление вторичных выгоды для ситуаций из составленного списка;
                • подбор новых способов реализации найденных вторичных выгод.

                Триггер – любой стимул, который вызывает реакцию или доступ к конкретному опыту (англ. Trigger «спусковой крючок, приводящий в действие элемент»).

                Позитивное намерение – цель, которая стоит за любым поведением. Отвечает на вопрос «Для чего? Зачем? Что ты получишь благодаря этому?». Формулируется на высоких логических уровнях: ценностей, идентичности, миссии.

                Вторичные выгоды – дополнительные выгоды от поведения, которые изначально не являлись целью поведения. Если позитивное намерение запускает поведение, вторичные выгоды делают поведение устойчивым. Примеры: начать есть варенье для утоления голода, продолжать регулярно лакомиться вареньем, чтобы побаловать себя, отдохнуть, переключиться.
                Консультационная сессия
                Консультационная сессия (сессия, консультация) – рамка встречи консультанта с клиентом, в ходе которой консультант выясняет запрос, собирает информацию, проводит техники, обменивается обратной связью с клиентом.

                Матрица наблюдения за консультантом в ходе сессии – список фокусов внимания для наблюдателя, которые дают возможность сделать выводы о работе консультанта и предоставить качественную обратную связь.
                Модель S.C.O.R.E.
                Модель S.C.O.R.E. – модель НЛП, которая включает в себя точки: симптом, причины, результат, ресурсы, эффекты.

                • S – symptom – симптом – то, что происходит сейчас и оценивается клиентом как проблема; то, что хочется изменить.
                • C – causes – причины – то, с чем клиент связывает текущее состояние симптома.
                • O – outcome – результат – то, чего клиент хочет достичь, цель; в какую сторону менять симптом.
                • R – recourses – ресурсы – внешние и внутренние – то, что позволит из настоящего состояния попасть в желаемое.
                • E – effects – эффекты – позитивные и негативные последствия для клиента и его окружения, к которым приведёт результат.

                Сбор информации по модели S.C.O.R.E. – сбор информации, который используют на курсе «НЛП-Практик» для эффективного подбора техники под запрос.

                4 правила формулировки симптома и результата по модели S.C.O.R.E.
                1. «++»
                  И симптом, и результат сформулированы утвердительно, лингвистически позитивно.
                2. «1:1»
                  Один симптом – один результат.
                3. «✇»
                  Симптом и результат относятся к одному сегменту модели «Мерседес», т.е. оба относятся к поведению/ состоянию/ мышлению.
                4. «ЛУ»
                  Логический уровень результата выше или равен логическому уровню симптома.

                Техника «S.C.O.R.E. на линии времени» – техника НЛП, основанная на трансдеривационном поиске и коллапсе якорей. Решает запросы: повторяющееся нересурсное состояние, возникающее по незначительным поводам. Примеры запросов: волнение при общении с руководителем; внезапно вспыхивающее раздражение, ревность, обиды в близких отношениях; печаль в ситуациях одиночества.
                УБЕЖДЕНИЯ
                Убеждение – выраженное словами обобщение опыта относительно причинно-следственной связи, значения или границ возможного.

                Примеры слов-связок причинно-следственного соотношения:
                • А ведет к В
                • А, так как В
                • А, следовательно В
                • если А, то В
                • А, потому что В
                • А является причиной В

                Примеры слов-связок соотношения значения (комплексного эквивалента):
                • А значит В
                • А означает В
                • А то же, что и В
                • А всё равно что В
                • А это В
                • А является В

                Полная форма убеждения – лингвистическая форма убеждения, в которой указано соотношение между элементами опыта. Примеры. Ты человек, А ЗНАЧИТ имеешь право быть свободным. Твои родители получили профессию, СЛЕДОВАТЕЛЬНО и ты должен. ЕСЛИ ты настоящий мужчина, ты уступишь женскому капризу. Радуга на небе светится, ПОТОМУ ЧТО ангелы радуются.

                Неполная форма убеждения (верование, мыслевирус) – выраженное словами обобщение опыта, в которой не указано соотношение между элементами опыта. Примеры. Всем мужчинам нравятся спортивные машины. Дети должны во всём слушаться взрослых. У такого человека никогда не получится достичь финансового успеха.

                Поддерживающие убеждения (разрешающие убеждения) – убеждения о том, что желанная цель достижима:
                + даже если способы её достижения пока неизвестны;+ вы достойны её достижения;+ и вы способны её достичь с сохранением экологии.

                Ограничивающие убеждения – убеждения о том, что желанная цель:
                - недостижима, вне зависимости от ваших возможностей;
                - возможна, но вы недостойны её из-за своих качеств или поведения;
                - возможна, но именно вы не способны достичь её.
                Убеждения могут быть определены как ограничивающие при соотнесении с желаемыми целями и ценностями. Даже самые странные обобщения не являются ограничениями до тех пор, пока не становятся препятствием к реализации цели.

                Техника «Прививка нового убеждения» – техника НЛП, которая позволяет изменить убеждение с помощью пространственных якорей и нейросемантики. До начала техники необходимо сформулировать исходное и желаемое убеждения. Техника включает в себя точки:
                1. Убеждён
                2. Открыт сомневаться
                3. Раньше был убеждён (музей убеждений)
                4. Хочу убедиться
                5. Открыт убеждаться
                6. Доверяю
                Рефрейминг
                Рефрейминг — термин НЛП, который означает способ переосмысления опыта с помощью смены рамки (англ. «frame» рамка, «reframe» — смена рамки, переформулировка).

                Рефрейминг контекста — смена рамки контекста, благодаря чему опыт приобретает дополнительное значение. Примеры. У меня такие большие стопы, что готовую обувь в магазине подобрать трудно, зато это даёт мне некие преимущества в спорте. У меня короткие ногти, и среди подруг я чувствую себя немодной, зато с такими ногтями удобно играть на пианино, делать массаж, возиться в саду.

                Рефрейминг содержания (рефрейминг смысла) – смена рамки содержания, перефразирование содержания, благодаря чему опыт приобретает дополнительное значение. Примеры. У меня не слишком большие стопы, просто размер чуть больше обычного. Мои короткие ногти – это аккуратный удобный маникюр и мой выбор.
                Эриксоновский гипноз
                Есть три типа состояний: бодрствование, сон и транс. Трансовые состояния всем так же хорошо знакомы, как бодрствование и сон, просто в нашей культуре не принято выделять их как нечто особое. Примеры трансовых состояний в повседневной жизни:
                • погружение в фильм или книгу с захватывающим сюжетом;
                • мечтательность во время прогулки в парке;
                • дремотное ожидание в очереди, когда заняться особо нечем.

                Транс – это естественное состояние, когда подсознание выходит на первый план, а сознание либо пассивно наблюдает за происходящем во внешнем мире, либо находится в мире грез. В том, чтобы узнавать в себе состояние транса и управлять его глубиной, есть свои преимущества, такие как защита от манипуляций и умение настраиваться на позитивные эмоциональные состояния. Транс необходим и взрослым, и детям для регуляции нервной системы и психологической адаптации к окружающему миру, для решения внутренних конфликтов, для доступа к глубинным ресурсам нашей психики.

                Эриксоновский гипноз – это вид терапевтического гипноза, созданный Милтоном Эриксоном. Он включает в себя методы для вызова и использования состояния транса.

                Гипнотический транс – естественное состояние особой восприимчивости на границе сна и бодрствования, когда сознание взаимодействует с подсознанием.

                Подсознание – область психики, которая содержит все наши воспоминания до мельчайших деталей, автоматические навыки, привычки, убеждения о мире, причины психосоматических проявлений. В обычной жизни подсознание дает о себе знать через сны и символические образы в творчестве.

                Гипнолог играет роль «проводника» между сознанием и подсознанием клиента, облегчая переход в состояние транса и помогая это состояние позитивно использовать. В эриксоновском гипнозе, клиент и гипнолог равные партнеры.

                Овладение навыками Эриксоновского гипноза предполагает работу с собой и консультирование. При этом можно решать самые разнообразные задачи:
                • больше спокойствия, доверия к себе, уверенности, креатива;
                • преодоление внутренних ограничений: работа со страхами;
                • здоровье – могут быть большие, серьезные результаты;
                • помощь подсознания в принятии решений и достижении целей;
                • качественный и глубокий отдых, быстрое восстановление сил;
                • легкость в переключении с одного дела на другое;
                • комфорт в общении с близкими и социальным окружением.