Раскрутка системы убеждений «Стратегии обучения» - СПб Центр НЛП
Раскрутка системы убеждений «Стратегии обучения»
Фокусы языка — способ менять убеждения собеседника прямо в разговоре, всего несколькими точными фразами. Посмотрите наши примеры практического применения фокусов языка, почувствуйте себя участником курса «НЛП-Мастер».
Применение к себе – примерка высказывания к источнику высказывания либо к самому высказыванию.
Стратегия реальности – выяснения личных критериев либо обоснований из личного опыта.
Переопределение – замена части высказывания на близкое по смыслу, но с другим смысловым оттенком
СПОСОБ МЫШЛЕНИЯ: СМЕЩЕНИЕ В СТОРОНУ (ТРАДУКЦИЯ)
Аналогия – сравнение с примером из другого контекста, сходного с высказыванием по одному или нескольким параметрам.
Противоположный пример – приведение примера, когда высказывание оказывалось неверно, поиск исключений из правил.
Другой результат – смещение внимания из привычной колеи, поиск вторичных выгод или разрыв шаблонов.
Убеждение №1. Повторять много раз...
Убеждение: «Повторять много раз одно и то же — бессмысленно, потому что вызывает интерес и будоражит только новое».
Мета-фрейм
Звучит так, как будто ты потерял мотивацию и теперь подводишь разумные обоснования-оправдания, чтобы разрешить себе переключиться на что-то другое, поискать что-то новое.
Отношение к смыслу какое-то очень детско-капризное, зависимое от сиюминутного интереса.
Застоялся в зоне комфорта и почувствовал тоску по свежим впечатлениям?
Изменение размера фрейма
Если представить, что у тебя временная потеря памяти, и всё вокруг оказалось новым... Пришлось заново знакомиться с семьей, друзьями, коллегами, самим собой. Незнакомые люди, незнакомый мир. Повсюду приятные сюрпризы и внезапные сложности. Так ли это интересно? Хорошо, а если сознательная информация регулярно обнуляется? Всё ещё супер-интересно?
Модель мира
Детям многое кажется новым, сколько ни повторяй. Могут десять раз слушать любимую сказку и всё ещё удивляться, сильно переживать за героев.
В алфавите буквы, из которых собирается лингвистика. В музыке ноты, нотная грамота. Везде есть свои правила повторения, вокруг которых собирается понимание. И новое живёт где-то на границе понимания-непонимания.
Дзенские притчи, истории восточных философских традиций намекают на интерес к жизни, возникающий как раз благодаря медитативным повторениям.
Тело только так и учиться, через повторения.
Намерение
Хочешь ловить кайфушку, при этом не особо вкладываясь?
При наличии зажигающей цели не проблема пройти через повторения.
Если цель повторяющихся действий наполнена смыслом, то и шаги по её достижению наполнены смыслом. Дело в том, зачем что-либо повторять.
Иерархия критериев
Смысл жизни — в интересе?
А нужен ли этот смысл? Возможно, есть что-то ценнее смысла?
Последствия
Если только по касательной, едва притрагиваться и сразу идти дальше, опыт будет очень поверхностным. Не будет шанса пересмотреть и скорректировать неверные впечатления.
Возможный побочный эффект при чрезмерной стимуляции себя новым, истощение способности чувствовать интерес.
Если умеешь испытывать интерес только к новому, только в первые моменты знакомства, большая часть жизни окажется невыносимо скучной.
Обобщение
Найти что-то новое можно в любом, даже самом повторяющемся деле.
Всегда повторять только новое тоже бессмысленно.
Всё бесконечно повторяет себя в малом и великом. И при этом, всё всегда абсолютно новое и свежее при восприятии «здесь и сейчас». Парадокс?
Разбивка
Какого рода интерес? Легкое любопытство всего лишь?
Много раз повторять, это сколько? Один, два, много?
А что повторять, о чём речь конкретно? Повторять алфавит, таблицу умножения, гаммы? Правила технической безопасности?
Применение к себе
Что новое, что повторяющееся — будет одинаково скучным, если не сумеешь включиться. Твой интерес в тебе.
В сотый раз уже слышу от тебя эту фразу, какой смысл это повторять.
Это мир такой одноразовый и бессмысленный, или дело в тебе?
Это внешние события теряют свежесть из-за повторений, или у тебя внутренний настрой тухловато пованивает?
Стратегия реальности
А на основе какого опыта ты так решил? Школьная зубрёжка? Уборка? Другие скучные и требования взрослых, смысл которых не объясняли?
Испробовал нечто, интерес и смысл теряются. Так это устроено у тебя?
А что такое новизна для тебя? В чём признаки нового, кроме появления интереса?
Переопределение
Да, пожалуй, если не имеешь включать интерес изнутри или через любимые дела, приходится использовать новизну как стимулятор.
Повторение — это не только занудной монотонности кусок, это ещё и надёжность, настойчивость, упорство в достижении целей. Навык удерживать внимание и вникать в тему подробно, на глубоком уровне.
Аналогия
Познакомился с кем-то, пошёл дальше. Посмотрел на обложку книги, и читать не нужно, достаточно одного взгляда.
Новое и будоражащее — это как специи. Специи влияют на вкус, совсем без специй еда пресновата. И всё-таки мы не едим одни только специи.
Одноразовые стаканчики — всегда новые. Выбросил, выбросил, выбросил. Так ли уж они интересны? Вызывают ли они больше энтузиазма, чем любимая привычная идеально подобранная чашка?
Постоянно искать новое — это как за солнечным зайчиком гоняться.
Противоположный пример
Смотря, что повторять... есть мантры и аффирмации, специально созданные для усиления интереса и расчистки мусорных мыслей вокруг ощущения смысла.
Есть много вещей, которые ты вряд ли захочешь испытать на своей шкуре. Такое любопытное сочетание: новые скучные тягостные обязанности.
Только ли новое будоражит? А как же постепенное улучшение результатов привычной деятельности, совершенствование мастерства?
А вот в сексе всё наоборот, как раз повторение и усиливает возбуждение.
Если повторения бессмысленны, тогда и вся гигиена не имеет смысла. Не имеет смысла мыться, стричь волосы и ногти? Почему бы не перестать ходить в туалет, это уже столько раз было, всё одно и то же, слишком одинаково.
Другой результат
В монотонности есть свои преимущества. Не надо уделять столько внимания происходящему. Наладить полезную привычку или навык, и пусть дальше всё происходит как-то само. Отдыхаешь, наслаждаешься результатами.
Убеждение №2. Не ставлю цели...
Убеждение: «Я не ставлю себе цели, потому что боюсь проверить уровень своих навыков».
Мета-фрейм
Если уже ты боишься проверить какие-то навыки, то возможные цели ты примерно представляешь.
Если есть страх, значит есть высокая значимость информацию об уровне навыков. Её важно добыть, а ты предпочитаешь просто закрывать на это глаза.
Это сознательно ты себе цели не ставишь. Сам посуди, совсем без целей не обойтись, даже если совсем ничего не делать.
Изменение размера фрейма
Отлично. Когда ты приобретал навыки, ты уже догадывался, что будешь бояться их применять?
А кто тебе сказал, что цели проверяют навыки?
Если ты посмотришь сам на себя из будущего, то относительно предполагаемых целей и страха?
Модель мира
Два шага до философии по типу дзен, «У самурая нет цели, только путь», «Лежание на диване и есть путь». Живи себе как живёшь, не?
Могу предположить, что есть на свете люди, которые могут позволить себе не ставить сознательных целей и при этом быть по-своему успешными. Как-то у них интуитивно получается. Однако, судя по твоему страху, ты к ним пока что не относишься...
Мудрый восток отдаётся процессу жизни и растворяет страхи. Эффективный запад бежит за целями, пробиваясь через страхи насквозь. Современный человек учится совмещать.
Намерение
А зачем тебе ставить цели? Если для результата, то зачем такое внимание к способам достижения?
И зачем тебе страх, о чём важном он предупреждает? Чего хочет этот страх, в чем его позитивное намерение?
И зачем ты об этом думаешь и рассуждаешь? Не ставишь целей, так не ставь, и всё. А ты зачем-то озвучиваешь этот страх. С какой целью? Чтобы получить внимание? Чтобы освободиться от страха?
Иерархия критериев
А какие выгоды важнее? От страха или от достижения целей?
А что будет для тебя лучше, оставаться в неведении либо всё-таки узнать об уровне навыков?
Если цель реально отзывается, ее дополнительная функция проверки навыков уже не играет такой роли?
Последствия
А тебя устраивает то, что ты получишь в результате, если не будешь ставить целей?
А что случится, если ты всё-таки узнаешь об уровне своих навыков? Небо обрушится тебе на голову?
Да чего тут бояться. Сделал шаг к цели — навыков хватило — ура! Сделал ещё шаг — не хватило — добавил — хватило — ура! Или не хватило, тогда скорректировал цель.
Обобщение
Многие бродят по жизни бесцельно из-за разных причин.
Испытывать большие эмоции по отношению к проверке границ своих возможностей — это нормально.
Могут быть и другие способы проверить себя.
Разбивка
И какие конкретно навыки ты боишься проверять, давай-ка составим список.
А чего именно ты боишься в проверке уровня навыков? Что они окажутся не такими высокими, как ты про них сейчас думаешь? Или что ты опозоришься перед кем-то?
А кто и по какой шкале будет оценивать уровень навыков?
Применение к себе
Ты не ставишь целей, а цели не ставят тебя в поток энергии.
Уровень своего страха ты давно проверял? Навык бояться у тебя уже есть, и ты его активно применяешь для целей избегания.
Похоже на то, что ты и сам сейчас проходишь какую-то проверку на прочность.
Стратегия реальности
А как ты узнаешь, что боишься? Ладони потеют, мысли туманятся, сердце стучит? У страха есть свои физиологические проявления. Если у тебя такого нет, может ты и не боишься вовсе, просто отговариваешься.
И когда ты впервые отказался от цели из-за этого страха?
А почему ты решил, что боишься проверки навыков? У тебя бывали ситуации, когда проверка навыков оборачивалась чем-то пугающим?
Переопределение
Не ставишь цели, или ставишь и не делаешь к ним шагов?
Боишься проверить уровень навыков или выслушать некачественную обратную связь от других людей?
То есть, сохраняешь вид «Я мог бы, просто не хочу».
Аналогия
Это как держать новенькую игрушку в коробке нераспакованной.
Это как не мыть руки, чтобы не проверять наличие воды.
Как будто цели — это прыгать с утеса на торчащие из воды скалы. И единственный способ проверить уровень навыков-волн — это рискнуть и прыгнуть.
Противоположный пример
Можно так перевернуть страх, чтобы снова и снова кидаться проверять навыки целями.
Ты не используешь навыки, потому что боишься проверить на прочность свои цели.
А кто-то делает тоже самое совершенно спокойно. Не ставит целей и живет себе.
Другой результат
Боишься, что уровень навыков окажется слишком высоким?
Ты не ставишь себе цели, потому что привык угождать другим. А для живых и вдохновляющих целей надо знать свои собственные желания.
Уровень — хорошая штука, с пузыриком в зеленой жиже. Его в ремонте используют, чтобы ровно вешать картины.
Убеждение №3. Откладываю дела...
Убеждение: «Я откладываю либо не заканчиваю дела, потому что пока дело не закончено, оно под моим контролем, а по завершении переходит на обсуждение во внешний мир».
Мета-фрейм
Ну а если долго тянуть с завершением, на обсуждение во внешний мир переходишь ты сама в смысле надежности договоренностей, или как минимум сорванные сроки.
Это всего лишь вариант, может и не поэтому. Может, причины совсем в другом. Вторичные выгоды затесались, например.
Так ты боишься внешней оценки?
Изменение размера фрейма
Вероятно, есть возможность не заканчивать дела в течении длительного времени? Сроков-то изначально не установлено, либо дедлайны можно нарушить?
И когда эта стратегия набрала силу, по-твоему? В школе с домашними заданиями, или еще раньше? С какого момента результаты работы встали на одну доску с обсуждением этих результатов?
Интересно, а если бы ты могла спросить совета у себя самой, только более мудрой, которая уже переключилась на следующую ступеньку эффективности стратегий выполнения дел.
Модель мира
Есть такой изумительный способ отношения к делам и мнениям, называется «И так сойдет».
Добропорядочные немцы из анекдотов такой подход не одобрили бы. Не помню, чтобы у них что-то обсуждали. Просто делают и делают, не отвлекаясь на обсуждение. Разве что сверяют итоги, да и то без особых эмоций.
Интересный подход, как будто что-то может быть полностью под контролем «Я». Игнорирующий множество бессознательных и системных факторов.
Намерение
А зачем так заботиться о мнениях внешнего мира?
Наверняка, многие можно не афишировать либо иначе выводить из-под внимания. Зачем же надо передавать все дела во внешний мир?
Есть же какая-то мотивация все-таки заканчивать дела? Не просто «ради галочки», заодно вставая перед лицом потери контроля и обсуждения?
Иерархия критериев
А ради чего можно переступить через желание контролировать?
Что в этом самое главное — сделать дела, сохранить контроль или избежать обсуждения?
Оценка внешнего мира для тебя гораздо весомее, чем твоя внутренняя? Получается, внешняя оценка важнее всего в профессиональном плане?
Последствия
А если бы не переходило, ты бы все перестала откладывать и спокойно завершала дела?
Ну что же, если так дальше пойдет, придется просто с этим смириться и терпеть нарастающие последствия отложенных дел.
А если твои дела так и останутся в тени, и будут обсуждать сделанное не тобой — это лучше?
Обобщение
Да все что-то обсуждают, лишь бы повод дать. Будут обсуждать все равно что-то, сделанное или несделанное.
А жизнь ты свою не откладываешь из страха обсуждения?
Внешний мир, внутренний мир, все едино. Наладь внутреннее обсуждение, и хороший шанс, что все с этим наладится.
Разбивка
Внешний мир — это как оценка профессионалов или эмоции профанов?
Какое конкретно обсуждение? Лайки в инете?
Что за дела вызывают столь бурную реакцию у внешнего мира, что ее стоит настолько сильно принимать во внимание?
Применение к себе
И часто ты подобным образом обсуждаешь дела других людей?
Представляешь, тебе бы косметолог сказал: «Пока мы не закончили, процесс под моим контролем, а дальше ваш внешний вид начнут обсуждать во внешнем мире, поэтому я вас из салона теперь не выпущу».
А как же ты тогда вслух разговариваешь? Ведь пока слова в твоем внутреннем диалоге, они под контролем тоже, а потом слова выходят на обсуждение во внешний мир?
Стратегия реальности
И как ты понимаешь, что дело требует завершения? Может, оно уже закончено к тому времени, как приходит желание откладывать. Путь даже находится в этот момент на середине, на уровне идеи или эскиза.
Что такое для тебя контроль? Молчать и пристально смотреть глазами, собрав внимание? Что конкретно ты подразумеваешь под «контролем»?
Значит, это касается только тех дел, которые можно завершить? Ведь далеко не все дела обладают четким финишем. Некоторые обладают текучестью и периодичностью — как занятия спортом или еженедельные отчеты.
Переопределение
Получается, ты откладываешь не дела, а обсуждение результатов твоей работы?
Ну как под контролем, под давлением и тревожным напряжением мышц тела.
То есть завершенное дело переходит на обсуждение во внешний мир само, без твоего контроля?
Аналогия
Получается, стоишь в лучах софитов? И весь мир — сцена, а ты в нем «Прощу прощения, господа, я сегодня не в голосе»?
Пока ты забиваешь на дела, они как цыплятки дохнут, так что потом останется только прятать в коробке ссохшиеся трупики протухших надежд.
Такая любопытная лазейка для свободы. Не обещать и не делать — скучно. А вот набрать дел и откладывать их — это уже я сама решаю, что и когда мне делать.
Противоположный пример
А вот один человек так хотел оказаться в центре обсуждения, что делал кучу дел. А на него так и не обратили особо внимания.
В сериале «Друзья» статистический аналитик Чендлер задавался вопросом «Если я сделаю свою работу... ничего не изменится. А если я не сделаю свою работу, кто-нибудь заметит?»
Все наоборот, пока ты не сделала дела, оно под контролем планов и твоих ожиданий-проекцией, и только по завершении ты вновь обретаешь свободу и более полный контроль над своими возможностями.
Другой результат
По завершении переходит во внешний мир... так говоришь, будто уходит на обесценивание и растерзание... в промокашки для красок и черновики для разрисовывания разноцветными фломастерами.
Возможно, по завершении во внешний мир переходит твоя самооценка, а не выполненное дело.