7 мая 2024 года 19:00 — вечер открытых дверей с Виктором Стрелкиным

Раскрутка системы убеждений «Стратегии обучения» - СПб Центр НЛП

Раскрутка системы убеждений «Стратегии обучения»
Фокусы языка — способ менять убеждения собеседника прямо в разговоре, всего несколькими точными фразами. Посмотрите наши примеры практического применения фокусов языка, почувствуйте себя участником курса «НЛП-Мастер».
  • Наталья Сковорода
    автор публикации
    НЛП-Тренер, гипнолог, лайф-коуч
ОГЛАВЛЕНИЕ
Шпаргалка. Кратко о фокусах языка

Убеждение №1. «Повторять много раз...»
Время чтения: 5 мин

Убеждение №2. «Не ставлю цели...»
Время чтения: 4,5 мин

Убеждение №3. «Откладываю дела...»
Время чтения: 5,5 мин
Кратко о фокусах языка
Фокусы языка – это набор речевых и мыслительных стратегий. Ниже краткая памятка этих стратегий.
    СПОСОБ МЫШЛЕНИЯ: ОБОБЩЕНИЕ (ИНДУКЦИЯ)
    • Мета-фрейм – взгляд со стороны, с точки зрения наблюдателя.
    • Изменение размера фрейма – расширение рамки во времени либо взгляд с позиции другого человека.
    • Модель мира – альтернативные модели, которые приняты в других культурах и сообществах.
    • Намерение – выяснение намерений, желаний, целей.
    • Иерархия критериев – сравнение по важности, поиск главного приоритета.
    • Последствия – анализ предполагаемых последствий, установление причинно-следственных связей.
    • Обобщение – выводы, категоризация, опущение подробностей.
      СПОСОБ МЫШЛЕНИЯ: ДЕТАЛИЗАЦИЯ (ДЕДУКЦИЯ)
      • Разбивка – уточнение деталей, подробностей, примеров.
      • Применение к себе – примерка высказывания к источнику высказывания либо к самому высказыванию.
      • Стратегия реальности – выяснения личных критериев либо обоснований из личного опыта.
      • Переопределение – замена части высказывания на близкое по смыслу, но с другим смысловым оттенком
          СПОСОБ МЫШЛЕНИЯ: СМЕЩЕНИЕ В СТОРОНУ (ТРАДУКЦИЯ)
          • Аналогия – сравнение с примером из другого контекста, сходного с высказыванием по одному или нескольким параметрам.
          • Противоположный пример – приведение примера, когда высказывание оказывалось неверно, поиск исключений из правил.
          • Другой результат – смещение внимания из привычной колеи, поиск вторичных выгод или разрыв шаблонов.
            Убеждение №1. Повторять много раз...
            Убеждение: «Повторять много раз одно и то же — бессмысленно, потому что вызывает интерес и будоражит только новое».
              • Мета-фрейм
                • Звучит так, как будто ты потерял мотивацию и теперь подводишь разумные обоснования-оправдания, чтобы разрешить себе переключиться на что-то другое, поискать что-то новое.
                • Отношение к смыслу какое-то очень детско-капризное, зависимое от сиюминутного интереса.
                • Застоялся в зоне комфорта и почувствовал тоску по свежим впечатлениям?
              • Изменение размера фрейма
                • Если представить, что у тебя временная потеря памяти, и всё вокруг оказалось новым... Пришлось заново знакомиться с семьей, друзьями, коллегами, самим собой. Незнакомые люди, незнакомый мир. Повсюду приятные сюрпризы и внезапные сложности. Так ли это интересно? Хорошо, а если сознательная информация регулярно обнуляется? Всё ещё супер-интересно?
              • Модель мира
                • Детям многое кажется новым, сколько ни повторяй. Могут десять раз слушать любимую сказку и всё ещё удивляться, сильно переживать за героев.
                • В алфавите буквы, из которых собирается лингвистика. В музыке ноты, нотная грамота. Везде есть свои правила повторения, вокруг которых собирается понимание. И новое живёт где-то на границе понимания-непонимания.
                • Дзенские притчи, истории восточных философских традиций намекают на интерес к жизни, возникающий как раз благодаря медитативным повторениям.
                • Тело только так и учиться, через повторения.
              • Намерение
                • Хочешь ловить кайфушку, при этом не особо вкладываясь?
                • При наличии зажигающей цели не проблема пройти через повторения.
                • Если цель повторяющихся действий наполнена смыслом, то и шаги по её достижению наполнены смыслом. Дело в том, зачем что-либо повторять.
              • Иерархия критериев
                • Смысл жизни — в интересе?
                • А нужен ли этот смысл? Возможно, есть что-то ценнее смысла?
              • Последствия
                • Если только по касательной, едва притрагиваться и сразу идти дальше, опыт будет очень поверхностным. Не будет шанса пересмотреть и скорректировать неверные впечатления.
                • Возможный побочный эффект при чрезмерной стимуляции себя новым, истощение способности чувствовать интерес.
                • Если умеешь испытывать интерес только к новому, только в первые моменты знакомства, большая часть жизни окажется невыносимо скучной.
              • Обобщение
                • Найти что-то новое можно в любом, даже самом повторяющемся деле.
                • Всегда повторять только новое тоже бессмысленно.
                • Всё бесконечно повторяет себя в малом и великом. И при этом, всё всегда абсолютно новое и свежее при восприятии «здесь и сейчас». Парадокс?
                • Разбивка
                  • Какого рода интерес? Легкое любопытство всего лишь?
                  • Много раз повторять, это сколько? Один, два, много?
                  • А что повторять, о чём речь конкретно? Повторять алфавит, таблицу умножения, гаммы? Правила технической безопасности?
                • Применение к себе
                  • Что новое, что повторяющееся — будет одинаково скучным, если не сумеешь включиться. Твой интерес в тебе.
                  • В сотый раз уже слышу от тебя эту фразу, какой смысл это повторять.
                  • Это мир такой одноразовый и бессмысленный, или дело в тебе?
                    • Это внешние события теряют свежесть из-за повторений, или у тебя внутренний настрой тухловато пованивает?
                • Стратегия реальности
                  • А на основе какого опыта ты так решил? Школьная зубрёжка? Уборка? Другие скучные и требования взрослых, смысл которых не объясняли?
                  • Испробовал нечто, интерес и смысл теряются. Так это устроено у тебя?
                  • А что такое новизна для тебя? В чём признаки нового, кроме появления интереса?
                • Переопределение
                  • Да, пожалуй, если не имеешь включать интерес изнутри или через любимые дела, приходится использовать новизну как стимулятор.
                  • Повторение — это не только занудной монотонности кусок, это ещё и надёжность, настойчивость, упорство в достижении целей. Навык удерживать внимание и вникать в тему подробно, на глубоком уровне.
                • Аналогия
                  • Познакомился с кем-то, пошёл дальше. Посмотрел на обложку книги, и читать не нужно, достаточно одного взгляда.
                  • Новое и будоражащее — это как специи. Специи влияют на вкус, совсем без специй еда пресновата. И всё-таки мы не едим одни только специи.
                  • Одноразовые стаканчики — всегда новые. Выбросил, выбросил, выбросил. Так ли уж они интересны? Вызывают ли они больше энтузиазма, чем любимая привычная идеально подобранная чашка?
                  • Постоянно искать новое — это как за солнечным зайчиком гоняться.
                • Противоположный пример
                  • Смотря, что повторять... есть мантры и аффирмации, специально созданные для усиления интереса и расчистки мусорных мыслей вокруг ощущения смысла.
                  • Есть много вещей, которые ты вряд ли захочешь испытать на своей шкуре. Такое любопытное сочетание: новые скучные тягостные обязанности.
                  • Только ли новое будоражит? А как же постепенное улучшение результатов привычной деятельности, совершенствование мастерства?
                  • А вот в сексе всё наоборот, как раз повторение и усиливает возбуждение.
                  • Если повторения бессмысленны, тогда и вся гигиена не имеет смысла. Не имеет смысла мыться, стричь волосы и ногти? Почему бы не перестать ходить в туалет, это уже столько раз было, всё одно и то же, слишком одинаково.
                • Другой результат
                  • В монотонности есть свои преимущества. Не надо уделять столько внимания происходящему. Наладить полезную привычку или навык, и пусть дальше всё происходит как-то само. Отдыхаешь, наслаждаешься результатами.
                Убеждение №2. Не ставлю цели...
                Убеждение: «Я не ставлю себе цели, потому что боюсь проверить уровень своих навыков».
                  • Мета-фрейм
                    • Если уже ты боишься проверить какие-то навыки, то возможные цели ты примерно представляешь.
                    • Если есть страх, значит есть высокая значимость информацию об уровне навыков. Её важно добыть, а ты предпочитаешь просто закрывать на это глаза.
                    • Это сознательно ты себе цели не ставишь. Сам посуди, совсем без целей не обойтись, даже если совсем ничего не делать.
                  • Изменение размера фрейма
                    • Отлично. Когда ты приобретал навыки, ты уже догадывался, что будешь бояться их применять?
                    • А кто тебе сказал, что цели проверяют навыки?
                    • Если ты посмотришь сам на себя из будущего, то относительно предполагаемых целей и страха?
                  • Модель мира
                    • Два шага до философии по типу дзен, «У самурая нет цели, только путь», «Лежание на диване и есть путь». Живи себе как живёшь, не?
                    • Могу предположить, что есть на свете люди, которые могут позволить себе не ставить сознательных целей и при этом быть по-своему успешными. Как-то у них интуитивно получается. Однако, судя по твоему страху, ты к ним пока что не относишься...
                    • Мудрый восток отдаётся процессу жизни и растворяет страхи. Эффективный запад бежит за целями, пробиваясь через страхи насквозь. Современный человек учится совмещать.
                  • Намерение
                    • А зачем тебе ставить цели? Если для результата, то зачем такое внимание к способам достижения?
                    • И зачем тебе страх, о чём важном он предупреждает? Чего хочет этот страх, в чем его позитивное намерение?
                    • И зачем ты об этом думаешь и рассуждаешь? Не ставишь целей, так не ставь, и всё. А ты зачем-то озвучиваешь этот страх. С какой целью? Чтобы получить внимание? Чтобы освободиться от страха?
                  • Иерархия критериев
                    • А какие выгоды важнее? От страха или от достижения целей?
                    • А что будет для тебя лучше, оставаться в неведении либо всё-таки узнать об уровне навыков?
                    • Если цель реально отзывается, ее дополнительная функция проверки навыков уже не играет такой роли?
                  • Последствия
                    • А тебя устраивает то, что ты получишь в результате, если не будешь ставить целей?
                    • А что случится, если ты всё-таки узнаешь об уровне своих навыков? Небо обрушится тебе на голову?
                    • Да чего тут бояться. Сделал шаг к цели — навыков хватило — ура! Сделал ещё шаг — не хватило — добавил — хватило — ура! Или не хватило, тогда скорректировал цель.
                  • Обобщение
                    • Многие бродят по жизни бесцельно из-за разных причин.
                    • Испытывать большие эмоции по отношению к проверке границ своих возможностей — это нормально.
                    • Могут быть и другие способы проверить себя.
                    • Разбивка
                      • И какие конкретно навыки ты боишься проверять, давай-ка составим список.
                      • А чего именно ты боишься в проверке уровня навыков? Что они окажутся не такими высокими, как ты про них сейчас думаешь? Или что ты опозоришься перед кем-то?
                      • А кто и по какой шкале будет оценивать уровень навыков?
                    • Применение к себе
                      • Ты не ставишь целей, а цели не ставят тебя в поток энергии.
                      • Уровень своего страха ты давно проверял? Навык бояться у тебя уже есть, и ты его активно применяешь для целей избегания.
                      • Похоже на то, что ты и сам сейчас проходишь какую-то проверку на прочность.
                    • Стратегия реальности
                      • А как ты узнаешь, что боишься? Ладони потеют, мысли туманятся, сердце стучит? У страха есть свои физиологические проявления. Если у тебя такого нет, может ты и не боишься вовсе, просто отговариваешься.
                      • И когда ты впервые отказался от цели из-за этого страха?
                      • А почему ты решил, что боишься проверки навыков? У тебя бывали ситуации, когда проверка навыков оборачивалась чем-то пугающим?
                    • Переопределение
                      • Не ставишь цели, или ставишь и не делаешь к ним шагов?
                      • Боишься проверить уровень навыков или выслушать некачественную обратную связь от других людей?
                      • То есть, сохраняешь вид «Я мог бы, просто не хочу».
                    • Аналогия
                      • Это как держать новенькую игрушку в коробке нераспакованной.
                      • Это как не мыть руки, чтобы не проверять наличие воды.
                      • Как будто цели — это прыгать с утеса на торчащие из воды скалы. И единственный способ проверить уровень навыков-волн — это рискнуть и прыгнуть.
                    • Противоположный пример
                      • Можно так перевернуть страх, чтобы снова и снова кидаться проверять навыки целями.
                      • Ты не используешь навыки, потому что боишься проверить на прочность свои цели.
                      • А кто-то делает тоже самое совершенно спокойно. Не ставит целей и живет себе.
                    • Другой результат
                      • Боишься, что уровень навыков окажется слишком высоким?
                      • Ты не ставишь себе цели, потому что привык угождать другим. А для живых и вдохновляющих целей надо знать свои собственные желания.
                      • Уровень — хорошая штука, с пузыриком в зеленой жиже. Его в ремонте используют, чтобы ровно вешать картины.
                    Убеждение №3. Откладываю дела...
                    Убеждение: «Я откладываю либо не заканчиваю дела, потому что пока дело не закончено, оно под моим контролем, а по завершении переходит на обсуждение во внешний мир».
                      • Мета-фрейм
                        • Ну а если долго тянуть с завершением, на обсуждение во внешний мир переходишь ты сама в смысле надежности договоренностей, или как минимум сорванные сроки.
                        • Это всего лишь вариант, может и не поэтому. Может, причины совсем в другом. Вторичные выгоды затесались, например.
                        • Так ты боишься внешней оценки?
                      • Изменение размера фрейма
                        • Вероятно, есть возможность не заканчивать дела в течении длительного времени? Сроков-то изначально не установлено, либо дедлайны можно нарушить?
                        • И когда эта стратегия набрала силу, по-твоему? В школе с домашними заданиями, или еще раньше? С какого момента результаты работы встали на одну доску с обсуждением этих результатов?
                        • Интересно, а если бы ты могла спросить совета у себя самой, только более мудрой, которая уже переключилась на следующую ступеньку эффективности стратегий выполнения дел.
                      • Модель мира
                        • Есть такой изумительный способ отношения к делам и мнениям, называется «И так сойдет».
                        • Добропорядочные немцы из анекдотов такой подход не одобрили бы. Не помню, чтобы у них что-то обсуждали. Просто делают и делают, не отвлекаясь на обсуждение. Разве что сверяют итоги, да и то без особых эмоций.
                        • Интересный подход, как будто что-то может быть полностью под контролем «Я». Игнорирующий множество бессознательных и системных факторов.
                      • Намерение
                        • А зачем так заботиться о мнениях внешнего мира?
                        • Наверняка, многие можно не афишировать либо иначе выводить из-под внимания. Зачем же надо передавать все дела во внешний мир?
                        • Есть же какая-то мотивация все-таки заканчивать дела? Не просто «ради галочки», заодно вставая перед лицом потери контроля и обсуждения?
                      • Иерархия критериев
                        • А ради чего можно переступить через желание контролировать?
                        • Что в этом самое главное — сделать дела, сохранить контроль или избежать обсуждения?
                        • Оценка внешнего мира для тебя гораздо весомее, чем твоя внутренняя? Получается, внешняя оценка важнее всего в профессиональном плане?
                      • Последствия
                        • А если бы не переходило, ты бы все перестала откладывать и спокойно завершала дела?
                        • Ну что же, если так дальше пойдет, придется просто с этим смириться и терпеть нарастающие последствия отложенных дел.
                        • А если твои дела так и останутся в тени, и будут обсуждать сделанное не тобой — это лучше?
                      • Обобщение
                        • Да все что-то обсуждают, лишь бы повод дать. Будут обсуждать все равно что-то, сделанное или несделанное.
                        • А жизнь ты свою не откладываешь из страха обсуждения?
                        • Внешний мир, внутренний мир, все едино. Наладь внутреннее обсуждение, и хороший шанс, что все с этим наладится.
                        • Разбивка
                          • Внешний мир — это как оценка профессионалов или эмоции профанов?
                          • Какое конкретно обсуждение? Лайки в инете?
                          • Что за дела вызывают столь бурную реакцию у внешнего мира, что ее стоит настолько сильно принимать во внимание?
                        • Применение к себе
                          • И часто ты подобным образом обсуждаешь дела других людей?
                          • Представляешь, тебе бы косметолог сказал: «Пока мы не закончили, процесс под моим контролем, а дальше ваш внешний вид начнут обсуждать во внешнем мире, поэтому я вас из салона теперь не выпущу».
                          • А как же ты тогда вслух разговариваешь? Ведь пока слова в твоем внутреннем диалоге, они под контролем тоже, а потом слова выходят на обсуждение во внешний мир?
                        • Стратегия реальности
                          • И как ты понимаешь, что дело требует завершения? Может, оно уже закончено к тому времени, как приходит желание откладывать. Путь даже находится в этот момент на середине, на уровне идеи или эскиза.
                          • Что такое для тебя контроль? Молчать и пристально смотреть глазами, собрав внимание? Что конкретно ты подразумеваешь под «контролем»?
                          • Значит, это касается только тех дел, которые можно завершить? Ведь далеко не все дела обладают четким финишем. Некоторые обладают текучестью и периодичностью — как занятия спортом или еженедельные отчеты.
                        • Переопределение
                          • Получается, ты откладываешь не дела, а обсуждение результатов твоей работы?
                          • Ну как под контролем, под давлением и тревожным напряжением мышц тела.
                          • То есть завершенное дело переходит на обсуждение во внешний мир само, без твоего контроля?
                        • Аналогия
                          • Получается, стоишь в лучах софитов? И весь мир — сцена, а ты в нем «Прощу прощения, господа, я сегодня не в голосе»?
                          • Пока ты забиваешь на дела, они как цыплятки дохнут, так что потом останется только прятать в коробке ссохшиеся трупики протухших надежд.
                          • Такая любопытная лазейка для свободы. Не обещать и не делать — скучно. А вот набрать дел и откладывать их — это уже я сама решаю, что и когда мне делать.
                        • Противоположный пример
                          • А вот один человек так хотел оказаться в центре обсуждения, что делал кучу дел. А на него так и не обратили особо внимания.
                          • В сериале «Друзья» статистический аналитик Чендлер задавался вопросом «Если я сделаю свою работу... ничего не изменится. А если я не сделаю свою работу, кто-нибудь заметит?»
                          • Все наоборот, пока ты не сделала дела, оно под контролем планов и твоих ожиданий-проекцией, и только по завершении ты вновь обретаешь свободу и более полный контроль над своими возможностями.
                        • Другой результат
                          • По завершении переходит во внешний мир... так говоришь, будто уходит на обесценивание и растерзание... в промокашки для красок и черновики для разрисовывания разноцветными фломастерами.
                          • Возможно, по завершении во внешний мир переходит твоя самооценка, а не выполненное дело.
                        БОЛЬШЕ ПРИМЕРОВ