7 мая 2024 года 19:00 — вечер открытых дверей с Виктором Стрелкиным

Основатели Коучинга: Мэрелин Аткинсон - Академия Коучинга

ИНСТРУМЕНТЫ КОУЧИНГА:
МАКРОМОДЕЛЬ G.R.O.W.
  • Светлана Головкова
    автор публикации
    Professional Coach ICU
Модель GROW в настоящее время – самая популярная структурная модель, используемая в коучинге.
За 30 лет существования она успела завоевать популярность среди коучей своей простотой и эффективностью. Как базовая структура сессии она прекрасно объединяет все другие инструменты, доступные специалисту, помогая достичь клиенту наиболее эффективного решения.
История создания
История появления модели GROW начинается в 80-х годах в Великобритании. Впервые она была описана сэром Джоном Уитмором в первом издании своей книги Coaching for performance ( … ) 1992 г. По его словам, в 1979 году он в составе группы коучей привез концепцию Внутренней игры Тимоти Голви в Европу, параллельно занимаясь распространением этого метода за пределы спорта. Сфера бизнеса стала первым полем расширения. Уже через год команду инициативных коучей пригласила фирма McKinsey, занимающаяся управленческим консалтингом. Через некоторое время успешного сотрудничества появилось осознание, что программу, проводимую в компании, нужно описать четкой моделью. Для работы над этим процессом были привлечены сэр Джон Уитмор и Грэм Александр. Они записали одну из сессий на видео и пригласили группу экспертов по НЛП для анализа и выявления закономерностей. Работа была увенчана отличным результатом, который показал, что рациональная модель существует не только в спорте, но и в бизнесе.

Сначала это имело вид модели 7S на базе уже существующей коучинговой модели компании McKinsey. Но уже в процессе доработки стало очевидно, что такая концепция нестабильная и слишком путанная. В конце концов Макс Ландсберг во время разговора с Грэмом Александером придумал акроним – GROW:

Goal (цели),

Reality (реальность),

Options (выбор), другой вариант – Obstacles (Griffiths & Kaday 2004, Bennett & Bush 2013),

Will (воля), другие варианты – Will to act (Parsloe & Wray 2000), Way forward (Stamatis 2001); Wrap-up (Masciarelli 2000, Landsberg 2003).

Плод трудов нескольких талантливых коучей и психологов стал обретать широкую популярность и на сегодняшний день является базовой моделью коучинга.

Описание модели
У сэра Джона Уитмора описание данной модели укладывается на нескольких страницах, и еще 50 страниц отводится на разбор каждого этапа по возможному наполнению.

G - Цели – Ранжирование целей на занятие, на ближнюю и долгосрочную перспективу; «Чего вы хотите?».

R - Реальность – Ориентация в текущей обстановке; "Где Вы сейчас?".

O - Выбор – Стратегия и альтернативные варианты действий; "Что можно сделать?".

W - Воля – Требования, рациональный выбор: что делать, как, кто это будет делать; "Что Вы будете делать?".

Опираясь на данную модель в своей сессии, вы четко понимаете, в какой точке находитесь, вопросы и используемые инструменты проистекают из контекста буквы, по которой вы с клиентом сейчас проходите.

Все этапы модели логичны и плавно перетекают одна в другую, тем не менее это не жесткая структура. По задумке ее создателей последовательность этапов модели GROW не прямая, а циклическая. Подробное изучение реальности может привести к тому, что придется вернуться и более точно ранжировать цель. И даже если она изначально была четко сформулирована, то на втором этапе может выясниться, что она была ложной и нуждается в корректировке. На стадии стратегии идет постоянная сверка с целью, такая же калибровка должна быть и на стадии выработки конкретных действий.

Возвращаться к пройденным этапам можно в любое время и в любом порядке, не забывая поддерживать в клиенте высокий уровень энергии и мотивации. Сэр Джон Уитмор советует не следовать слепо схеме, но доверять своей интуиции, но только после того, как вы прочувствуете силу стадий модели GROW. Более того, данная модель прекрасно подходит и для командного коучинга (изначальный формат), и для индивидуального.

"Я должен отметить, что вне контекста осознанности и ответственности, а также без намерения и умения пробуждать их посредством активного слушания и эффективных вопросов от GROW будет мало толку. Модели сами по себе – не истина в последней инстанции, и сами по себе стадии GROW – еще не коучинг.» (Коучинг. Основные принципы и практики коучинга и лидерства. Дж.Уитмор. стр 121, Альпина, Москва, 2019).

Поэтому вне контекстов осознанности и ответственности данная модель может быть успешно использована боссом-тираном, но тогда это уже совсем не история про коучинг.

Необычное применение модели G.R.O.W.
Один из интересных вариантов использования модели GROW в специфичном контексте – это Обратная связь по модели GROW (Уитмор).

Фактически, ОС (обратная связь) – это еще одна коучинговая беседа, которая также может быть уложена в модель GROW, когда не коуч сообщает свое мнение клиенту, но и коуч, и клиент делятся информацией, относящейся к ОС. В такой структуре главным правилом является то, что клиент говорит первым, а коуч делится мнением после этого.

G Определите желаемую цель. Вопросы о цели задают вектор и контекст обсуждения, основу для продуктивной беседы. «Что бы вы хотели вынести из этой беседы?»

R Вычлените положительное. Поможет увидеть клиенту свои сильные стороны, приобрести уверенность и ускорить обучение на следующих этапах. Если успехи не высоки, то стоит подчеркнуть, что, по вашему мнению, было сделано хорошо. «Что прошло хорошо?», «Мне понравилось, что…»

O Возможные улучшения. Отсутствие осуждения – основа эффективной ОС. У клиента должно быть время подумать над теми изменениями, которые он хотел бы внести, перед тем, как он услышит ваши предложения. «Что вы могли бы сделать по-другому?», «Можно мне предложить кое-что?»

W Вынесенные уроки. Обсуждение вынесенных уроков. Где это уместно, можно связать их с общими целями профессионального развития. Договориться о конкретных действиях, обсудить приоритеты, сроки. «Чему Вы научились?», «Что Вы будете делать в следующий раз?»

Кратко:
– Что мы хотим от этой встречи?
– Что прошло хорошо?
– Что можно было сделать по-другому?
– Что я буду делать по-другому в следующий раз?

Так как изначально при создании модели не предполагалось, что коуч не является экспертом в рассматриваемом вопросе, то он не предлагает никаких рекомендаций и не дает советов, помогая раскрыть внутренний потенциал самого клиента. В современных же условиях часто бывает, что у коуча большой опыт в бизнесе, где он и занимается коучингом, тогда форма обратной связи по GROW как нельзя лучше структурирует сессию или ее часть, позволяя не провалиться в формат консультации.