Обучение: от наскальных рисунков до онлайн-курсов - СПб Центр НЛП

Обучение: от наскальных рисунков до онлайн-курсов
  • Елизавета Гаврилова
    автор публикации
    НЛП-Мастер, гипнолог
В пещерах Альтамиры около 30 000 лет назад показывали, как рисовать животных для обучения охоте. Так начиналось первобытное преподавание. Древнеегипетские школы писцов (3 000 г. до н.э.) годами заставляли учеников выводить иероглифы на черепках . В V веке до н.э. Сократ изобрел майевтику – метод вопросов, где истина рождалась в диалоге, а не в заучивании. Средневековые цеха (XII-XV вв.) держали подмастерьев по 7 лет рядом с мастером, пока те не повторят каждое движение идеально. А в XIX веке появились первые бизнес-школы – например, ESCP Europe (1819 г.), где теорию сразу проверяли на реальных кейсах.

Все эти системы объединяло одно: знания становились навыками только через постоянную практику под наблюдением наставника.
XX век: когда обучение стало массовым и потеряло индивидуальность
Заводы, фабрики и школы при них. Обучение стало массовым и превратилось в конвейер: учитель рассказывает, ученики запоминают, экзамен проверяет. Мало практики, много теории.

И появилась проблема: нет места для настоящего навыка. Выучить всё, не уметь действовать в реальной ситуации. Классический пример об этом – плавание. Современное обучение возвращается к истокам. И сегодня, лучшие образовательные форматы – это не про «дать информацию», а про «научить применять». Как в древних мастерских, где теория тут же превращалась в действие.
Качественное современное обучение – это:
  • Приоритет практики, чтобы не «послушали и разошлись», а сразу пробуем, ошибаемся, исправляем.
  • Желательно наличие очных встреч, чтобы перенять не только знания, но и язык тела, интонации, энергию мастера.
  • Домашние задания между встречами. Ведь навык требует повторения, а не однократного восторга «Ух ты!»
  • Кураторы в чатах. Тогда вопросы не копятся, а решаются сразу.
  • Комьюнити единомышленников, чтобы отрабатывать техники не в вакууме, а среди тех, кто тоже учится.
Почему именно так?
Проблема в том, что мозг любит обманываться: прослушал курс – будто уже освоил. Но настоящие изменения начинаются только после N повторов (есть разные версии о необходимом количестве). Потому что мозг учится не через информацию, а через действие. Можно 100 раз услышать, как вести переговоры, но настоящий навык появится только после десяти реальных разговоров с разбором ошибок.

Хорошая новость: с развитием технологий стало можно учится где угодно и у кого угодно. Порой даже достаточно просто открыть ноутбук. Возможности! И тут другая проблема: как не утонуть в потоке информации? как выбрать обучение, которое даст реальный навык?
Как выбрать обучение, которое действительно научит?
  • Посмотрите на баланс теории и практики. Отдавайте приоритет последней.
  • Убедитесь, что будет обратная связь – она ваш компас (кураторы, разборы, возможность задать вопрос).
  • Добавьте в график время на отработку навыка. Даже гений не научится играть на гитаре за 5 минут.

Обучение прошло путь от наскальных инструкций до видеоуроков. Осталась прежней суть: знание становится силой только через действие. Когда-то ученики годами жили в доме мастера, чтобы перенять ремесло. Сегодня для этого достаточно выбрать курс, где учат не рассказывать, а делать. И выделить время на практику – без этого никак.
ВОзможно, вам интересно
Сертификационный курс «НЛП-Практик»
5 модулей по 4 дня 10:00-18:00
Тренер: Виктор Стрелкин

«Как эффективно общаться? Как понимать себя и других? Ставить цели?» Вас ждут ментальные и поведенческие стратегии – новые привычки. Коммуникативные навыки, которые будут создавать для вас преимущества