Инструменты Коучинга: Шкалирование - Академия Коучинга

Автор: Светлана Головкова
Professional Coach ICU
ИНСТРУМЕНТЫ КОУЧИНГА: ШКАЛИРОВАНИЕ (ЧАСТЬ 1)
  • О шкалировании
  • Преимущества инструмента
  • Алгоритм применения
  • Шкалирование во время сессии
  • Интересные наблюдения
О шкалировании
В коучинге и психологии измерение явлений - это процесс, который состоит в определении степени, в которой объект или совокупность объектов обладают определенной характеристикой. Сложный в официальном определении процесс на самом деле оказывается очень простым и знакомым с детства инструментом - шкалой.

Шкала измерений широко используется для определения самооценки, измерения развития саморефлексии и самоуправления, через повышение осознанности и ответственности.

Шкалирование помогает определить конечный результат, прописать его критерии и разбить весь путь к цели на более мелкие шаги, которые также определены своими критериями. К тому же этот инструмент дает возможность постоянно сверяться с намеченным путем во время движения к цели, измерить расстояние до конечной точки.
Преимущества инструмента
Шкалирование – это одна из базовых техник, используемых в коучинге. Ее преимущества неоспоримы. Это инструмент:
1
гибкий (применим в любом контексте, практически при любом запросе клиента),
2
универсальный (может использоваться на любом этапе и дополнять другие техники и модели коучинга),
3
наглядный (у клиента и коуча появляется четкое понимание результата, текущей обстановки и объема по достижению желаемого результата),
4
позволяет находиться на одном уровне понимания (коучу становится доступна Карта реальности клиента, идет состройка с койчи по образу результата и текущей обстановки),
5
дает возможность «съесть слона по частям» (шкала дает понимание критериев оценки и наполнения каждого деления, позволяя разбить достижение цели на более мелкие шаги),
6
Домашнее окружение. Может быть модифицировано на «рабочее окружение», «коллектив».
7
Развлечения и отдых. Может подразумеваться «восстановление».
8
позволяет отследить динамику (во время сессии, за всю коучинговую программу, по пути реализации долгосрочного плана).
Алгоритм применения
Все вышеперечисленные преимущества сочетаются с довольно простым алгоритмом использования шкалы во время коуч сессии:
Шаг 1
Предложите клиенту оценить текущее состояние (дел, эмоций, удовлетворенности и пр.) по десятибалльной шкале от 1 до 10. Пример вопроса: «Отметь себя на шкале, в решении этой задачи? Что уже есть сейчас?»
Этот шаг показывает субъективную оценку клиентом существующей реальности. Если глубже проработать этот шаг, то можно скорректировать видение клиента путем использования инструментов 4-х позиционного восприятия, либо Метапозиции.
Шаг 2
Попросите коучи разъяснить, что для него подразумевает оценка 10. Пример вопроса: «А что для тебя будет 10 из 10 в решении этой задачи?»
В случае работы инструментом шкалирования не над целью сессии, а над глобальной целью, то вершиной шкалы может стать результат отработки другого коучингового инструмента – модели Уолта Диснея (Мечтатель, Реалист, Критик, и в некоторых случаях еще Наблюдатель).
Шаг 3
Поинтересуйтесь, какой результат он хотел бы получить за сессию относительно выведенной шкалы. Пример вопроса: «А где бы ты хотел оказаться к концу нашей сессии в решении этой задачи?»
В этом шаге важно помочь клиенту реалистично взглянуть на вещи, насколько его взгляд соотносится с отведенным временем и его возможностями. Пусть лучше он слегка недооценит, чем переоценит свои возможности, здесь задача коуча - не дать клиенту скатить в критика-пессимиста.
Шаг 4
Выясните у клиента, в чем будет заключаться разница между текущим состоянием и желаемым результатом. В этом шаге может произойти корректировка оценки желаемого результата, если клиент понимает, что требования завышены и достичь такого результата за сессию нереалистично. Пример вопроса: «В чем будет разница между 5 и 8? Как ты поймёшь, что ты на 8-ке?»
Клиент говорит, что появится план, состояние, энергия, идея – называет то, что было бы для него важно. Это очень ценная информация для коуча – это то, над чем дальше работать в коуч-сессии.
Шаг 5
В конце занятия, попросите снова оценить текущее состояние по заявленной в начале сессии шкале. Фактически, происходит сверка с контрактом. Пример вопроса: «Где ты сейчас на шкале?»
На этом этапе результат может либо соответствовать первоначальным ожиданиям, либо не совпадать. Если оценка ниже, то можно выяснить, чего не хватило, и учесть полученные данные в следующей сессии. Если же оценка выше, то по такому же принципу можно понять, что помогло коучи получить такой великолепный результат.
Шаг 6
Последний шаг предполагает дальнейшую работу со шкалой на линии времени. Этот пункт может быть включен в работу, если сама шкала касается долгосрочных целей.
Выведенная клиентом метрика будет для него постоянным ориентиром, во время выполнения плана действий. И работа здесь будет двусторонней, то есть будут корректироваться шаги (мелкие задачи), в соответствии с заявленными на шкале критериями. Либо сама шкала будет модифицироваться по ходу воплощения плана в жизнь. Это живой и гибкий процесс.
Шкалирование во время сессии
Шкалирование может использоваться в том числе и на малых этапах сессии для оценки конкретных утверждений, отношения к проблематике и общего понимания своих возможностей и желаний. Таким образом, инструмент шкала может использоваться более локально во время сессии:

- в начале, для прояснения запроса и ожидаемого результата,
- в середине, для построения шагов, плана действий, оценки состояния,
- в конце, для сверки с запросом/контрактом.

Выведение шкалы показателей помогает, прежде всего, установить текущие позиции, на которых находиться клиент при прохождении сессии, и, в последствии, дает возможность видеть динамику изменяющейся ситуации. Это, безусловно, помогает в определении поставленных целей и их последующей корректировке.
Интересные наблюдения
Шкалирование является очень гибким и адаптивным инструментом. В коучинге и психологии это активно используется. У практикующих коучей, консультантов и других специалистов в ходе постоянной работы с таким инструментом возникли некоторые интересные наблюдения, список которых вы можете дополнить уже самостоятельно на основе вашей собственной практики. Вот некоторые из них:

- Клиент не всегда критично может оценить свое нынешнее положение на шкале (состояние, настроение, и тому подобное). Например, отметив на шкале свое состояние на «8» в ходе сессии клиент понимает, что на самом деле его состояние не выше «4». Причем, что важно заметить, клиент сам проводит переосмысление своей оценки.

- Клиент часто стремится к «квантовому» скачку. То есть, если нынешнее состояние клиент оценивает на «4», то он с готовностью описывает свое состояние на полную «10». Насколько верна эта десятка, можно легко проверить, спросив, например, клиента, а каким будет ваше состояние в позиции «6» или «7»? Если у клиента нет ответа (а его, как правило, и нет), то вряд ли можно говорить о том, что поставленная «10» истинна.

- При использовании шкалирования, у коуча в арсенале всегда есть ряд своих вопросов, которые позволяют понять текущее состояние клиента и его вектор движения. В ходе коуч-сессии, отвечая на поставленные вопросы, клиент более точно осознает свое поведение, более ответственен за свои действия в коучинге.