17 декабря 19:00 — Новогодний мастер-класс «Вызов себе. Взять высоту» с Виктором Стрелкиным

Сказочка «Сонные ритмы» - СПб Центр НЛП

СБОРНИК СКАЗОК «НАУЧИТЬСЯ ЗАНОВО»
Истории с обучением — важный элемент эриксоновского гипноза. Преодолевая вместе с героями сомнения и страхи, слушатели интуитивно проходят и свой путь обучения, получают доступ к важным внутренним ресурсам.
    • Виктор Стрелкин
      автор сборника
      НЛП-Тренер, психолог-консультант
    • Юлия Алексеева
      иллюстратор
      НЛП-Практик, гипнолог
    ОГЛАВЛЕНИЕ
    Иллюстратор: Юлия Алексеева, НЛП-Практик, гипнолог

    Сказка «МАМОНТ АУ»
    Научиться отказывать и принимать отказ
    Время чтения: 6 мин

    Сказка «МЫШОНОК В СЫРНОЙ ЛАВКЕ»
    Научиться чувствовать вкус жизни
    Время чтения: 4 мин

    Сказка «ПРЕДПРИИМЧИВЫЙ ЁЖИК»
    Научиться заводить новые знакомства
    Время чтения: 6 мин

    Сказка «КОСМИЧЕСКАЯ ОРБИТА»
    Научиться искать точки соприкосновения
    Время чтения: 5 мин

    Сказка «ЗЕРКАЛЬНЫЕ ЯБЛОКИ»
    Научиться видеть в других своё отражение
    Время чтения: 8 мин

    Сказка «ЛЮБОВЬ ГЛАЗАМИ ДРАКОНА»
    Научиться высказывать обратную связь
    Время чтения: 5 мин

    Сказка «СПЕЦИАЛИСТ ИЛИ РУКОВОДИТЕЛЬ?»
    Научиться любить своё дело
    Время чтения: 5 мин
    Сказка «Мамонт Ау»: научиться отказывать и принимать отказ
    Эта сказка приглашает настроиться на состояние мечты и сказки, когда весь мир вокруг окутан любовью и заботой. Когда проснѐтся лѐгкое любопытство, в словах и ощущениях начнут раскрываться дополнительные смыслы. Также и в женских украшениях порой скрываются особые истории, особые смыслы. У девушки, про которую пойдет рассказ, было несколько таких украшений.

    Однажды девушка выбирала, что почитать. Проводя пальчиком по корешкам, она вдруг остановила взгляд на книжке про мамонта, которую прежде не замечала. Она почувствовала искорку интереса и взяла книгу в руки. Вот она, эта книга. На обложке нарисован мамонт, покрытый густой шерстью. Девушка подумала, что история наверняка для детей, и она начала читать ее с ожиданием сказочных чудес.

    Жил-был мамонт, которого звали Ау. Он любил всем помогать. Он многое умел, мог с легкостью перетащить огромное дерево, поиграть с детьми и даже умел вышивать крестиком. Его часто звали помогать «Ау, Ау, Ау-у-у!», и он всегда отзывался. Сейчас мы могли бы сказать, что он был отзывчивым.

    Все настолько привыкли к его надежности и постоянной поддержке, что стали лениться и звать Ау, когда могли бы справиться и сами. «Ау, Ау, Ау-у-у!» – звали его со всех сторон. Просьб становилось всѐ больше, больше и больше. И он всѐ помогал и помогал. Это привело к тому, что он совсем перестал отдыхать, и сам не заметил, как забросил свои собственные дела. И те, кто его хорошо знали, стали спрашивать, почему у него такой мрачный вид.

    Тѐплым вечером, Ау тихо брел по песчаной дорожке. Кажется, он так давно чувствовал себя усталым, очень-очень хотелось спать. По дорожке к нему навстречу скакала Птичка-Невеличка, и весело чирикала. Мамонт наклонил свой хобот и спросил:
    – О чѐм ты чирикаешь, птичка-невеличка?
    – Я чирикаю о том, что у каждого своя жизнь. У тебя своя, у других – своя.
    – Странная мысль, – подумав, произнес мамонт. – Ведь мы часто делаем что-то вместе. Где же тут разделить, где твоя жизнь, а где другая.
    – Ты выглядишь уставшим, – заметила Птичка-Невеличка.
    – Я и чувствую себя уставшим, но не знаю, что с этим делать.
    – Если ты пойдѐшь дальше по этой тропе, придѐшь к небольшому озеру, о котором почти никто не знает. Там тихо и приятно, и ты сможешь отдохнуть.

    Мамонт вздохнул, поблагодарил Птичку-Невеличку и пошѐл по тропе дальше, пока не набрѐл на небольшое озерцо. Мамонт зашѐл в прохладную воду, и ощутил забытую было легкость.

    Возвращаясь от озера, Ау чувствовал себя спокойным и отдохнувшим. Он услышал, как его кто-то зовет помогать, и с удовольствием присоединился к общей работе.

    И снова выполнял то одну, то другую просьбу, то третью. Но когда он снова почувствовал себя тяжѐлым и уставшим, он отложил все дела и возвратился отдохнуть к озеру. Озеро было прекрасным, и вода была по-прежнему целебной и прохладной. На этот раз ему захотелось подремать на берегу после купания. Но там было много острых камешков, и лежать было неудобно. Он раздумчиво проговорил:

    – Вот бы, кто-нибудь мог помочь мне собрать эти камешки, тогда здесь было бы прекрасное место.
    – Почему ты не попросишь, чтобы тебе помогли? – чирикнула Птичка-Невеличка, которая жила возле озера.
    – Потому что есть более важные дела, чем убирать острые камешки.
    – Но тогда у других была бы возможность не только принимать твою помощь и любовь, но и дарить помощь и любовь в ответ.

    Мамонт Ау задумался, и решил попробовать. На следующий день, он спрашивал, «Можете ли вы мне помочь?», и кто-то отвечал «Нет, мы заняты, нам некогда». Мамонт отметил для себя, что это было невежливо с их стороны, ведь он им помогал. Были такие, кто отвечал «Когда у нас будет время, мы тебе поможем. Когда-нибудь после». Ау каждый раз с любопытством наблюдал за тем, как ему отвечали, и заметил то, что раньше скрывалось от него: что помогать необязательно, что когда-то можно и отказать.

    И все же было довольно много тех, кто согласился помочь. Они пришли и собрали острые камни с берега. Оказалось, что под камнями красивый и мягкий белый песок. Отдыхать на таком песке было приятно. Мамонт подумал, что это, наверное, один из лучших дней в его жизни.

    И с этого момента Ау научился с большим уважением относится к своей жизни и своим собственным делам, и спокойно отказывал в просьбах, если считал нужным отказать. Кроме того, оказалось, что другим нравится помогать, и можно заниматься какими-то общими большими делами, распределять нагрузку. Научившись вначале спокойно думать, а лишь затем отвечать помощью или отказом, отзывчивый мамонт Ау стал чаще улыбаться и радоваться.

    Дочитав книжку, девушка задумчиво вернула книгу на полку и вышла прогуляться, чтобы поглядеть на озеро и послушать чириканье птиц. Той ночью ей приснился сон, в котором мамонт Ау улыбался глазами и кивал: «Отказывать это легко, если ты знаешь, что для тебя важно». Птичка-Невеличка скакала рядом и важно повторяла «У каждого своя жизнь, разреши другим жить собственной жизнью». Когда девушка проснулась, она потянулась и с удовольствием улыбнулась навстречу новому дню. То, что раньше казалось трудным, выглядело простым.

    Среди пуговиц и различных подвесок она нашла бусинку в форме слона, чтобы носить еѐ как кулон, который означал для неѐ теперь очень многое. Когда она смотрела на него, она вспоминала Ау и Птичку-Невеличку. Она поняла для себя важные вещи: что она имеет право жить своей жизнью, и что наверняка справится со многими своими делами и задумками сама, и что искренняя просьба о помощи – это хорошо и просто, и в то же время не стоит обижаться, если кто-то тебе в этой помощи отказал. У каждого своя жизнь.
    Сказка «Мышонок в сырной лавке»: научиться чувствовать вкус жизни
    Я собираюсь рассказать тебе детскую, местами смешную историю. Жил-был любопытный Мышонок. Ему очень повезло, потому что жил он в подвале сырной лавки, где варили и настаивали самые разные сыры.

    По ночам, когда все уходили, Мышонок вылезал из своей норки и отправлялся в путешествие. Ему нравилось вынюхивать, находить сыры и пробовать их. Ему нравились самые разные вкусы, и каждый раз он думал «у меня самая лучшая нюхалка на свете и самая лучшая пробовалка». И он считал себя самым замечательным Мышонком на свете.

    Так проходили дни. Мышонок продолжал путешествовать по ночам, и все казалось новым, необычным, захватывающим. Но вскоре он стал замечать, что ему все труднее находить удовольствие в сыре. Он пробовал вроде тот же самый сыр, но уже не мог различить сорта.

    Однажды ночью, он выбрался из своей норки и горько заплакал. Вкусы и запахи совсем поблекли для него. Глазами видел разные сорта сыра, но когда он пробовал – все безвкусно, все пресно. Это была самая печальная ночь в его жизни. Он и не заметил, как рядом оказался хозяйский Кот.

    – Почему у тебя такой печальный вид? – спросил Кот.
    – С нюхалкой и пробовалкой что-то не так. Сыр теперь весь безвкусный. Может быть, ты знаешь, как мне помочь?
    – Ммм, – лениво задумался Кот, – я слышал, это бывает с мышами. Приходи на следующий вечер, и тогда я смогу дать тебе ответ.

    Прошла ночь, и прошел день, Мышонку было так любопытно, что ему посоветует Кот, что он совсем повеселел. Когда Мышонок отправился в путешествие на следующую ночь, он думал, что готов услышать любой ответ.

    – У меня есть ответ, но он тебе не понравится, – серьезно заявил Кот.
    – Я готов на всё, – отважно заявил Мышонок.
    – Ну, хорошо. Тебе нужно научиться готовить сыр самому.
    – Это невозможно! – засмеялся Мышонок. – Это очень сложно, и никто из мышей не готовит сыр сам. Мы его едим!
    – Как знаешь, – зевнул Кот.

    Прошла неделя, Мышонок продолжал об этом думать. Крутил эту мысль и так, и сяк, как сахарный леденец крутят во рту. Даже стал выглядывать из норки и смотреть, как готовят сыр, что делают. И ему стало так любопытно, что по ночам он начал повторять то, что видел днем. Под вечер он так уставал, что ночью спал крепко-крепко. Потом просыпался, и опять учился приготовлению сыров. Готовить сыр оказалось трудно, но интересно.

    И пришла ночь, когда он набрался храбрости и снова заговорил с Котом:
    – Я начал делать, как ты сказал, я готовлю сыр сам. У меня уже что-то получается. Да, нюхалка стала лучше нюхать, и пробовалка лучше пробовать, но всё это не совсем так, как мне хотелось.

    – Не переживай, – успокоил его Кот. – Лучше устраивайся поудобнее, и я расскажу тебе историю. Раньше я жил в саду, хозяином которого был печальный художник. Каждый день мне приходилось обходить сад и собирал печаль, как тоненькую паутинку. Так продолжалось долгое время, пока художник не поведал мне удивительную вещь. «Я хочу открыть тебе маленькую тайну – тебе только кажется, что сад печальный. Паутинки – это контур, который можно раскрасить разными цветами. И ты сам можешь это сделать». И тогда я стал искать краски. Каждый раз, обходя сад, я искал цвет. Сначала нашел немножко зеленого и раскрасил листья деревьев, которые тут же благодарно зашелестели в ответ. Потом разрыл в земле коричневый цвет и раскрасил кору деревьев. Голубой цвет помог мне раскрасить небо. Потом я поймал искорки желтого цвета, и раскрасил теплые солнечные лучики… Сад оживал, становился все более приятным и легким. Постепенно наш сад превратился в удивительное место. Там было и успокоение, и веселье, и светлая грусть, так что можно было выбирать разные места для прогулок. Такая история.

    – Интересная история, – похвалил Мышонок.
    – Как ты думаешь, о чём эта история? – спросил Кот.
    – Не знаю, – вздохнул Мышонок.
    – А тебе и не обязательно знать, – улыбнулся Кот.

    Когда Мышонок возвращался, он заметил, что всё выглядит по-другому, что-то сдвинулось. Нюхалка нюхала, пробовалка пробовала. А что было дальше, мы не знаем.
    Сказка «Предприимчивый ёжик»: научиться заводить новые знакомства
    Начну свой рассказ так: на границе между Ленинградской и Псковской областью есть известное дачное место, ну или – не очень известное. Небольшой дачный поселок, не очень большой, не очень маленький. Летом, весной, осенью жители из Петербурга и других городов любят там отдыхать: запасаться теплом, хорошим настроением и витаминами на долгие зимние месяцы. И очень часто люди, отправляясь на дачу, берут с собой своих домашних питомцев, давая им возможность побыть поближе к природе.

    Некоторое время назад… в конце весны, в начале лета… под одним из таких дачных домиков завёлся маленький ёжик. По мере того как шло лето, он подрастал и набирался сил, а его мягкие иголочки становились острыми. Ёжик вел достаточно скромную жизнь. Ему очень нравилось жить под полом, слушать скрип половиц и чувствовать уют. Ему нравилось дремать под приглушённые звуки дневных разговоров. Когда же в доме всё постепенно успокаивалось и все ложились спать, он выходил на охоту… исследовал окрестные места. Иногда люди, живущие в доме, наполняли блюдечко молоком, и это было приятно.

    На участке возле дома рос прекрасный сад, и среди прочих фруктовых деревьев была одна яблоня… очень необычная. По непонятным причинам, все домашние коты со всего поселка стремились пробраться к этой яблоне. Хозяева дома шутили: «Яблоки будто кошачьей мятой намазаны, что коты ничего с собой не могут поделать». Действительно, у яблок был необычный запах и необычный вкус. Будто они были какого-то редкого сорта, кошачьего.

    Ёжик считал и подпол, и сад своими. И если в прошлые годы на этом участке местные коты свободно ходили по саду, то теперь на их пути появился ёжик. Каждый кот, который забегал на участок, вынужден был повстречаться с ёжиком. Довольно скоро ёжик придумал обменивать яблоки кошачьего сорта на что-нибудь интересное. Сначала он не очень уверенно требовал свои условия. В конце концов, он осмелел… и ему очень понравилось.

    Дни шли за днями, и лето медленно подбиралось к осени. Знакомые кошаки заходили к нему в гости и говорили: «Скоро осень. Мы знаем, что некоторые животные делают запасы». Ежик затаскивал яблоки под дом и делал запасы. Когда же настала осень и пришли холодные дни, люди стали уезжать со всех участков и забирать с собой котов и кошек. Всё реже к нему заходили в гости, чтобы обменять яблоки на что-нибудь интересное.

    С какого-то момента ёжик понял, что вокруг нет никого, к кому он так привык, а ведь ему так нравилось продавать яблоки, обменивать их! Он слышал, что где-то на окраине посёлка остаётся сторож, у которого большой-большой цепной пёс. Однажды вечером ёжик взял яблоко, и отправился в путешествие через весь поселок на поиски. Будку он нашёл уже к середине ночи, и с большой уверенностью – ведь у него всегда всё так замечательно легко получалось! – постучал. На стук вышел огромный пёс на цепи и проворчал: «Чего тебе?». И ёжик предложил ему яблоко… кошачье. Стал воодушевленно расписывать, какое оно прекрасное, замечательное, насколько оно полезное… Пёс был в полном недоумении, только качал своей лохматой головой… Ёжик замечал это, и его голос становился все более неуверенными. Ведь это было совсем не то, чего он ожидал! В конце концов, речь его спуталась, и он замолчал. Пёс сказал: «Ты, наверное, не по адресу». Ёжик совершенно смутился, оставил яблоко и понуро поплелся к себе на участок.

    На обратной дороге Ёжик грустил и вспоминал лето. И между прочим ему вспомнились истории о диких камышовых котах. Ёжик решил: «Пойду к этим кошакам, я найду их, буду менять им яблоки на что-нибудь интересное, и тогда моя жизнь наладится». Живо представлял, как он это делает: как он идёт через лес, находит. Этот ёжик был смелым и предприимчивым, и всё же после встречи с псом он чувствовал большую неуверенность. Что, если он будет рассказывать о своих яблоках, а они будут недоуменно качать головой. «А что обо мне подумают? Наверное, им и так достаточно всего. Вдруг они совсем не захотят общаться со мной? Что же мне такого сделать? Что же мне такого сделать, чтобы камышовые коты смогли оценить».

    Он ходил с этой идеей несколько дней, и глубоко задумывался. Додумался до гениальной вещи: с целым яблоком путешествовать было бы очень трудно, удобнее взять маленький кусочек на пробу. Когда наступила ночь, всё было готово для того, чтобы отправиться в неизвестные места, ему по-прежнему казалось, что это классная идея, и он все думал, как это получится: «А вдруг – так. Или иначе. Найдутся ли те, кто захочет меня слушать?». Полный этих мыслей, он пробрался за край поселка и направился в сторону леса. Так он шёл всё дальше и дальше, пока не услышал, как шуршат камыши. По слухам, возле камышей жили дикие коты.

    Ёжик подошел к камышам вплотную, свернулся клубочком, и стал одним глазом смотреть вокруг. А в это время кошаки заметили колючий клубочек и заинтересовались. Трое пятнистых кошака вышли из-за камышей. Один из них дотронулся лапой: «Кто ты такой, что ты здесь делаешь?»

    Ёжик ответил: «Я ёжик. Я принес вам кусочек редкого сорта яблок. Но просто так я их не отдам. Только в обмен. Попробуйте». Кошакам кусочек настолько пришелся по вкусу, что они начали делить его между собой и спорить, кому достанутся яблоки. Ёжик был хитрый, и ему пришла в голову ещё одна идея. Он сказал: «Вас тут трое, а я один. Я буду катить яблоко каждый раз разной дорожкой. С кем первым встречусь, тому яблоко и достанется». И ещё какое-то время они вместе обсуждали условия.

    По пути домой ёжик радовался: «Удивительно. Раньше я мог торговать яблоками только с теми, кто ко мне приходил сам, а теперь могу делать и по-другому». Он был очень горд собой, и чувствовал себя настоящим профессионалом.

    Осень продолжалась, дни шли за днями. Торговля снова шла бойко, и ёж чувствовал себя прекрасно.
    Сказка «Космическая орбита»: научиться искать точки соприкосновения
    Большая зеленоватая морская волна поднимается и опускается, давая ощущение силы, размеренности. Как воздух подходит близко к воде, которая в соприкосновении с воздухом образует границу. В этой истории не нужно искать глубоких смыслов, они сами обратят на себя внимание. Воспользуйтесь возможностью получить удовольствие и немножко поразмышлять, увидеть свой собственный сон… об этой истории, которая началась очень давно, в далёкой отсюда Вселённой. В мире, населённом огромным количеством солнц.

    В этом космически огромном мире каждое солнце в разные периоды своей жизни входит в разные звёздные конфигурации, продолжая двигаться своими собственными путями. Как и у людей, которые создают и завершают отношения, творческие проекты. Сходятся иногда очень близко. Расходятся, когда приходит время.

    Мировоззрение создает направление движения, а движение определяет орбиту. Когда несколько солнц образуют систему, их орбиты тоже входят во взаимодействие. Если в звёздной системе много понимания и сонастроенности, траектория их движения образует гармоничный рисунок, и каждое солнце чувствует себя на своём месте. Так бывает не всегда.

    Этот рассказ пойдёт о двойной звёздной системе. В этой системе были большая Зелёная звездочка и маленькая Жёлтая.

    Большая Зелёная точно знала, чего хочет от жизни. У неё были планы, и эти планы определяли ее орбиту. Маленькая Жёлтая вращалась рядом с ней. Долгое время их движение по широкой орбите Зелёной было общим, а потому — понятным и гармоничным.

    Надо заметить, что в этом мире у каждого солнца существуют свои периоды жизни:
    • время, когда оно появляется на свет;
    • время, когда оно взрослеет;
    • время, когда оно становится самостоятельным;
    • время, когда оно становится взрослым;
    • и есть время, когда оно уступает место другим солнцам, другим солнечным системам.
    Жёлтая звёздочка росла, и начала проявлять свою самостоятельность. Начала составлять своё собственное мировоззрение, искать свой собственный путь. Она вращалось очень быстро, а иногда медленно — по очень сложной орбите. Иногда подрастающие солнца выплескивают свою энергию пульсацией, в непредсказуемом ритме. Потому что эти солнца ещё не умеют направить эту энергию, как-то использовать.

    Хаотическое движение Жёлтой звёздочки стало вносить дисбаланс в общий отлаженный танец. В системе появилась неизвестность, невозможность следовать привычной орбите. Это создавало большие сложности, нарушало планы. Большая Зелёная часто размышляла, что можно было бы сделать для маленькой Жёлтой, чтобы она смогло приобрести более предсказуемую и ровную орбиту. Вспоминало своё становление мировоззрения, поиск своего пути, своих ритмов.

    Время шло, Жёлтая продолжала расти, и её движение становилась всё сложнее. Зелёной требовалось больше порядка, и она с трудом удерживала гармонию между дисбалансом и балансом. Казалось, эта звёздная система уже не сможет найти свой правильный путь, сохранить взаимодействие и вернуть общую гармонию движения. Путь, который бы подошел двум звёздам, у каждой из которых есть своё собственное мировоззрение. Это было большой бедой. Для них обеих.

    По сравнению с Зелёной, Жёлтая всё ещё оставалась маленькой. Часто получалось так, что Жёлтая попадала в тень Зелёной, и наступали для неё дни солнечного затмения. В такие моменты ей становилось особенно одиноко. Вспышки активности, перепады настроения становились особенно сильными.

    В один из таких моментов случилась потрясающая вещь. Новые жизненные цели и планы, вокруг которых вращалась Жёлтая, и ясные и простые цели, вокруг которых организовала своё вращение Зелёная, начали перемешиваться. Их орбиты подошли настолько близко друг к другу, что наложились друг на друга.

    Цели большого солнца отразили цели маленького солнца, и наоборот. И это было удивительно — смотреть, как энергия двух светил взаимодействует и подпитывает друг друга, щедро одаривая теплом и светом не только их самих, но и огромный мир вокруг.

    Возникло что-то новое. Это уже не было похоже на привычные орбиты, как раньше. Похоже на отражение в зеркале: точно такое же, и при этом чуть-чуть другое… Астрономы, которые исследуют звёздные системы, могли бы назвать такую орбиту фрактальной: движение маленького солнца в некоем масштабе подобно движению большого, движение большого в каждой своей секунде отражает движение малого.

    С этого момента в двухзвёздной системе из далекой Вселенной началось совершенно другое развитие, жизнь по другим законам, которые приходилось открывать заново. Иногда о таких случаях говорят как о возможности увеличивать богатство внутри и снаружи — поскольку энергия может перераспределяться наилучшим образом, давая приятие и тепло, взаимное притяжение и интерес.

    Это было в очень далёкой Вселенной. Далёкой-далёкой, как сказочный сон. Сон, из которого можно вернуться, когда захочется. Вдохнуть и выдохнуть воздух, какое-то время просто побыть в состоянии отдыха.
    Сказка «Зеркальные яблоки»: научиться видеть в других своё отражение
    Эта история про девочку, которая любила мечтать. Ей нравилось смотреть, как птицы расправляют крылья и взлетают высоко-высоко в небо. И в своих мечтах она умела летать вместе с птицами.

    Когда никто не видел её, и не знал, где она, она любила украшать себя блестками и сверкающими звездочками. Могла звездочку разместить во лбу, а блестками обсыпать плечи или руки. Ей нравилось так играть.

    Ей часто снился загадочный сон про большой яблоневый сад. Почему-то она думала, что это очень важно – гулять в своём саду, искать своё особенное дерево. Такое дерево, которое могло бы стать именно твоим особенным. Так, чтобы потом, в будущем, можно было проводить время вместе с ним, отдыхать под кроной его веток. И, когда поспеют яблоки, можно было срывать с этого дерева, пробовать.

    В этой истории неизвестно, почему так произошло, что девочка опасалась этого сада, он казался ей страшным, необычным. Ей не совсем нравилась идея, что нужно выбирать себе дерево, пробовать плоды. При этом, ей хотелось узнать, что же это такое, гулять по этому саду. Чтобы чувствовать себя более безопасно, более спокойно, она придумала себе повязку на глаза. И ходила с завязанными глазами. Училась ориентироваться по звукам и ароматам. И как только она понимала, что что-то не так, быстро возвращалась назад.

    Иногда она выходила в этот сад с блёстками или со звёздочкой. Она думала, что нужно создать какой-то особенный внешний вид, какое-то особенное расположение блёсток, звёздочек, которые помогли бы ей ориентироваться в этом саду и чувствовать себя там хорошо. Но все попытки найти такой рисунок ни к чему не приводили. Каждый раз, когда она слышала, что ветки какого-то дерева шумят слишком близко, она пугалась и убегала назад. Так шло время, сменяя день и ночь. И она уже начала подумывать, что время идёт, а всё остаётся как прежде. В этом было какое-то особенное спокойствие. Это длилось год, и ещё один год. Днем она мечтала и смотрела на птиц, которые пролетали высоко над деревьями, а ночью гуляла по саду сновидений. Ей бы очень хотелось познакомиться с какой-нибудь птицей и узнать, что они чувствуют, когда летают.

    Однажды, достаточно поздним вечером, когда уже было темно, на ветку рядом с дуплом приземлился большой ворон. Он был очень темным с синим отливом, и у него были огромные желтые глаза. Он смотрел очень пристально, наклонив голову немножко наискосок. А потом ворон заговорил. Он сказал: «Мне нужна помощь. Мне нужно перевязать крыло, чтобы лететь дальше». Это было так странно, понимать, что говорит ворон.

    И она стала искать и рассматривать всё, что было поблизости, в надежде найти что-то, что могло бы помочь ворону перевязать крыло. Снова и снова и понимала, что нет ничего такого, что могло бы пригодиться. И она уже почти собралась расстроиться и сказать ворону, что она не знает, как ему помочь. Тут взгляд её упал на повязку, с которой она ходила в сад. Её охватило очень странное чувство, она очень хотела помочь этой большой птице, но понимала, что без этой повязки не сможет ходить в сад.

    Ворон спросил: «Что случилось, почему ты так взволнована?» И она сказала ему: «Знаешь, ворон, я… у меня есть повязка, но я… и она может тебе помочь, но… я её использую для того, чтобы гулять по саду. Повязываю на глаза, чтобы мне не было так страшно». Ворон то ли закашлял, то ли засмеялся. Сказал: «Ты, видимо, и правда не видела те яблоки. Это не просто сад, это сад с зеркальными яблоками. Каждое из этих яблок покрыто зеркальным составом, и это зеркало может отражать того, кто к нему подходит. Я не буду тебе рассказывать большую историю, я думаю что ты, такая умная девочка, поймешь всё с полуслова. Каждое яблоко будет давать отражение, но важно найти такое, в котором ты сама себе будешь нравиться».

    Девочке эта мысль показалась очень странной. И всё же она взяла в руку свою повязку стала взвешивать, что же ей важнее? Сохранить привычный образ жизни или помочь ворону? Жизнь точно изменится. И она стояла в нерешительности. А ворон спокойно ждал, смотрел на неё своими желтыми глазами.

    Казалось, эта минута длилась целую вечность.

    Потом она вздохнула, улыбнулась, подошла к ворону и сказала: «Покажи своё крыло». На удивление умело и очень быстро перевязала крыло так, чтобы ворон смог взмахнуть крылом, и понял, что может лететь. Он очень манерно поклонился, сделал какой-то необычный реверанс, сказал: «Спасибо. Я улетаю, и надеюсь, что ты запомнила, что важно искать отражения, в которых ты себе нравишься». Потом взмахнул крылом и растаял в вечернем воздухе.

    Какое-то время жизнь оставалась прежней. Шли обычные дни и обычные ночи. Сновидения приходили и уходили, но большого яблоневого сада среди них не было. Девочка начала все чаще задумываться и мечтать, какими были бы прогулки по этому саду. «Если не будет не так важно попробовать яблоки, а просто в них посмотреться, как это будет?». Однажды вечером она посмотрела на свои блёстки, посыпала ими руки. Выбрала звёздочку, прилепила сначала на нос и улыбнулась… потом разместила эту звёздочку на плече так, чтобы никто не мог её видеть, и заснула.

    Сон, который она увидела, был про большой яблоневый сад. И – впервые в своей жизни – она пришла в сад с зеркальными яблоками с открытыми глазами.

    Медленно и осторожно она ходила среди деревьев, и одно из них ей понравилось. Она подошла к нему очень близко, увидела яблоко, которое отражало окружающее, и себя в нём. Отражение ей не очень понравилось. Она увидела там очень суровую девочку с нахмуренными бровями. Она подумала «Что-то не то» и пошла дальше. А в другой яблоне яблоко отразило смеющуюся, улыбающуюся девчонку с вьющимися волосами. И она улыбнулась в ответ. Она ходила среди разных яблонь, смотрела в отражения. Какие-то ей нравились чуть больше, какие-то чуть меньше. Какие-то не нравились совсем. Постепенно она начала догадываться, что те отражения, которые она видит – это то, как другие воспринимают её, а вовсе не то, какой она является на самом деле. И, когда замечала яблоки, в которых отражение было красивым, она понимала, что так её видит добрый человек. Всё это было странно и удивительно.

    Можно было снова гулять в этом саду, да ещё и видеть любопытные отражение себя. Просто знакомиться с разными деревьями, некоторых из которых она уже узнавала. И всё же ей казалось, что этого недостаточно, что должно быть что-то ещё, как будто был какой-то маленький секрет, неизвестный никому, только ей. Его надо было открыть.

    Она часто вспоминала ворона, который говорил: «Ищи отражения, в которых ты себе нравишься». И вот однажды, гуляя по этому саду, она увидела яблоко, в котором отражение было настолько приятным, что она впервые решила прикоснуться к этому яблоку рукой. И вдруг произошло то, чего она не ожидала. Она как будто провалилась через это яблоко в какой-то совершенно другой мир. Там был другой пейзаж, там были другие деревья, там всё было совсем по-другому. Оказалось, что каждое яблоко скрывает свой собственный волшебный мир, отличный от того, к которому она привыкла.

    Когда она проснулась, она продолжала помнить этот сон в мельчайших деталях. Несколько дней она привыкала к этому опыту. К знанию о том, что существуют совершенно другие миры. И ей стало очень любопытно – а какие миры содержат в себе другие яблоки? И всё-таки она была осторожна, и лишь иногда, когда какое-то яблоко давало очень необычное отражение, ей хотелось узнать, что оно за собой скрывает. Она зажмуривала глаза и прикасалась к яблоку. Тогда она оказывалась в другом пространстве, и каждый раз это были совсем незнакомые места, не похожие друг на друга. Когда она возвращалась, она замечала, что взгляд на этот мир становится более объемным. И в такие минуты она особенно тепло вспоминала этого ворона, и думала, что когда-нибудь, возможно, он прилетит, и она сможет рассказать ему, какие странные вещи произошли в её жизни. Там запрятаны быть какие-то сюрпризы, о которых мы пока не знаем. Но это совсем другая история, которая должна случиться, но чуточку позже.
    Сказка «Любовь глазами дракона»: научиться высказывать обратную связь
    Никто не знает точно, в каком времени это было. Известно только, что тогда Земля была населена драконами. Это древнее племя драконов умело управлять стихиями огня, земли и воды. И только тайные знания о стихии полѐта были утеряны.

    Была в этом древнем племени та, кто сильнее других мечтал о том, как расправит крылья и поднимется высоко-высоко в небо, о свободе полѐта. Еѐ звали Селеста. Это имя означает «небесная». Она любила ходить к озеру, расправлять крылья на фоне отраженного неба и представлять, что умеет летать.

    Мечты мечтами, а жизнь шла своим чередом. Однажды Селеста встретила симпатичного дракона, и они начали жить вместе. Поначалу все хорошо шло, она видела в нѐм Настоящего Дракона. Но каждый раз, когда ей что-то не нравилось, она выискивала в нѐм черты Мыши, а не Дракона.

    Прошло немного времени, и она обнаружила, что живет рядом с мышью, которая только похожа на дракона. И они расстались. Это было очень обидно, она корила себя: «Как я могла не заметить, что это никакой не дракон, а всего-навсего мышь, которая только прикидывалась драконом».

    Прошел целый год, зима сменилась летом, а лето снова зимой. Она встретила другого дракона, и от счастья и любви чувствовала себя летящей высоко в небе. Она восхищалась его силой и ловкостью. Она смотрела на этого дракона своим удивительным взглядом, и с ним как будто начинали происходить волшебные изменения.

    Но прошло немного времени, и возникли какие-то недопонимания, где-то недоговоренности. Восхищение поутихло. Она начала думать: «Он какой-то не дракон, а какая-то… ящерица!», и своим волшебным взглядом стала рисовать ящерицу. Прошло несколько недель, и стало заметно, что дракон уменьшился. Его прекрасная чешуя превратилась в мелкую чешуйку, повадки стали больше похожи на повадки ящерицы. Она была удивлена и разочарована. Они расстались.

    Не всем драконам нужна семья, и совсем не обязательно, чтобы рождались дети. Селеста решила, что создана не для отношений, а для великой мечты о полетах.

    Прошло много времени, прежде чем она встретила своего Дракона. Они встретились у еѐ любимого озера, и долго говорили о небесных полетах. Дракон, который хочет научиться летать, в те времена был редкостью. И, поскольку ей были близки его мечты, его образ запала ей в сердце.

    И все бы хорошо, но когда она начинала рисовать себе возможное будущее, ей вспоминался горький привкус прошлого опыта. И она не могла решить, как ей следует поступить. Так она смотрела, как медленно гаснет солнце, чувствуя теплые лучи. Потом на небе начали разгораться звезды. Селеста любила такие моменты, когда чувствуешь себя по-особенному, наедине со Вселенной.

    Когда она смотрела в это глубокое небо, на эти звезды, с одной стороны ощущая печаль, а с другой, ощущая легкую надежду, маленькая звездочка опустилась ей прямо в ладошку. На звездочке было написано: «Живи в моменте, получай опыт». И пока она смотрела на эту звездочку, она проникла в ладонь и растворилась в теле. И она почувствовала, как внутри загорелся легкий свет, делая внутреннее состояние более радостным и счастливым.

    Прошла ещѐ неделя, и она встретилась со своим приятелем, у которого были крылья, но который еще не знал, как летать. Они снова начали мечтать вместе, и не заметили, как наступил вечер. И они продолжали оставаться вместе. И все было так легко, жить в моменте, получать опыт. Это было время, наполненное счастьем и радостью. И она смотрела на этого дракона, и представляла, как он летает. И он учился летать по-настоящему. Это было очень красиво.

    Но однажды, он наступил ей на лапу. Она подумала: «Что-то мне некомфортно. Может быть, это совсем не тот дракон, который мне нужен?» В другой раз, он нечаянно наступил ей на хвост, и она промолчала. Недовольство стало накапливаться, сомнения поселились в еѐ сердце.

    Той ночью она пришла к своему любимому озеру, и впервые за долгие годы начала плакать. И слезинки падали в отраженное небо. И произошло маленькое чудо. Еще одна звѐздочка, медленно и плавно, опустилась ей в ладошку. Она уже знала, что там что-то написано, и так и было: «Открыто признаться себе, открыто сказать другому – что не так, и что ты хочешь». Пока Селеста об этом думала, звѐздочка растворилась в ладошке и оказалась внутри тела, принеся с собой ощущение светлой радости и покоя.

    И тогда она впервые заговорила напрямую: «Я хочу тебе сказать начистоту. На прошлой неделе ты отдавил мне ногу. А потом задел хвостом. Я хочу, чтобы ты был аккуратным и внимательным». И это был интересный момент, потому что ничего страшного не произошло, произошло только хорошее. И в дальнейшем это стало веселой игрой. Открыто признаваться себе, открыто говорить другому – что не так, и что ты хочешь.

    Прошло ещѐ немного времени, и однажды вечером, те, кто не спал, увидели двух летящих драконов. Эта удивительная, и немного странная история произошла на далекой земле, где жили драконы, и некоторые из них любили ходить пешком, на своих ногах, а некоторым нравилось не только ходить, но и летать.
    Сказка «Специалист или руководитель?»: научиться любить своё дело
    Есть у меня один знакомый, который получил образование в области психотерапии. Он мог бы стать сильным психотерапевтом, но ему больше хотелось создать свой бизнес, небольшую компанию. И когда я его спрашиваю, как он выбирал, он не может ответить внятно, почему образование психотерапевта, а компания занимается пластической хирургией. Он говорит, что это просто случай, так получилось. У него среди знакомых были пластические хирурги, которые хотели создать компанию, но были совершенно некомпетентны в сфере организации бизнес-процессов. Надо использовать возможности, которые предоставляет тебе жизнь.

    Это совсем маленькая компания. Клиенты чаще всего состоятельные, имеют достаточно много денег. Они могут зайти, что бы исправить небольшой дефект, и когда им нравится результат, сотрудничество становится долгосрочным. Обычно это люди, у которых бизнес завязан на внешний вид, которым нужно выглядеть очень хорошо.

    И мой друг, психотерапевт выполняет там роль организатора. Он говорил о том, что привык досконально изучать предмет, и поэтому испытывает большой дискомфорт от того, что он сам не хирург, не умеет делать операции и знает теоретические основы достаточно поверхностно. Если бы он узнал больше, ему стало бы комфортнее. При этом время, чтобы эту область освоить или хотя бы знать о ней чуточку больше… оно слишком велико.

    – Хорошо, а чего бы ты хотел?
    – Не знаю, мне бы понять, что делать.. и тогда мне было бы проще.

    Пока я слушал его, мне вспомнилось, что когда-то давным-давно отец говорил мне: «У тебя есть два основных пути в жизни, ты можешь развиваться или как специалист, или как руководитель; есть люди, которые умудряются пройти обеими дорогами». Тогда был ещё слишком молодым и думал, что вряд ли стану руководителем, нет нужных качеств. А вот быть специалистом хорошим –это очень здорово. И ещё мне вспомнился сборник историй успеха и та история, которая мне особенно понравилась, про часовую мастерскую. И я решил пересказать эту историю своими словами, как запомнил.

    Итак, эта история произошла больше двухсот лет назад. Один купец основал маленькую часовую мастерскую, в которой можно было бы ремонтировать часы и даже создавать новые. Дела шли хорошо, иногда даже на удивление. Покупатели оставались довольны работой. Единственное, иногда ему становилось неловко, ведь сам он не был часовщиком и мало что понимал в устройстве часов. Часы для него оказались слишком сложными механизмом. Хотя ему и было любопытно разобраться самому, идти в подмастерья было не с руки.

    У всех бывают плохие времена, вот и в часовой мастерской они наступили. Покупателей стало меньше, да и те хотели получить работу за меньшие деньги. Ситуация была настолько сложной, что купец от страха совсем потерял сон. Однажды он не спал всю ночь, задремал только на рассвете. И сквозь тягучую тревожную дрёму увидел сон, в котором аккуратно одетый банкир и со строгим выражением лица внимательно посмотрел ему в глаза и произнес: «Ты живёшь или как мастер, или как хозяин». Когда купец проснулся, он подумал: «Ну и что же мне делать? Я не умею ничего, кроме как управлять. Если я пойду в часовщики, то мне нужно будет садиться самому разбираться в устройстве часов». Он промучился еще целую неделю. Попробовал разбираться в часах, но это ему показалось сложно и не очень интересно, потому что руководить у него получалось гораздо лучше. И он сделал совершенно неожиданный ход. Он взял и открыл ещё три часовых мастерских в других частях города. Заказчиков по началу не было, мастеров нужно было искать новых… но буквально через полгода дела стали налаживаться. Ему не хотелось чего-то особенно большего, иметь три маленькие мастерские было очень интересно. Разве что иногда он подумывал сделать компанию, связанную с чем-то другим. Продолжение истории мне не запомнилось, а придумывать я его не стал.

    – Слушай, так любопытно, чем же закончилась история.
    – Не знаю. А ты обратил внимание на идею, что ты можешь развиваться и как специалист, и как руководитель?
    – Нет же, там звучало, что ты можешь развиваться или-или.
    – Как бы там ни было в этой истории, я считаю, что ты можешь развиваться и так, и так»
    С той встречи мы не виделись с ним долгое время. Наконец встретились снова, почти случайно.
    – Ну как твои дела?
    – Да всё нормально.
    – А как дела в твоей клинике?
    – Да тоже все хорошо.
    – А что ты сделал?
    – Да ничего. Мне нравится то, как устроено дело сейчас.
    – И стал ли ты чуть больше уделять своей специальности?
    – Нет, для этого достаточно других специалистов.
    – А что же тогда произошло?
    – Не знаю, мне просто стало как-то легче. Я тогда послушал про того купца-часовщика и решил, что мне так точно не подходит. И после этого стало легко.

    Когда я его слушал, я снова вспомнил слова своего отца, на этот раз о том, что любая работа интересна. Эта мысль очень повлияла на мою жизнь, опираясь на неё, я с большим интересом освоил больше пяти специальностей и продолжаю интересоваться разными направлениями. В своё время, самое сложное для меня было не освоить что-то новое, а отпустить. Перестать заниматься тем, что умеешь делать очень хорошо.